Приветствую Вас, Гость
Книга 2110
Навигация


Категории


Поиск


Реклама


Реклама


Наша кнопка
88x31


Статистика
Яндекс.Метрика


Партнёры





 
16.08.2016, 23:34
Главная » FAQ » 14. Рулевое управление


Рулевой механизм в сборе с приводом

1, 12 – внутренние наконечники рулевых тяг
2 – скоба крепления рулевого механизма
3 – опора рулевого механизма
4 – защитный чехол
5 – картер рулевого механизма
6 – стяжной болт

7 – фланец эластичной муфты
8 – регулировочная тяга
9 – наружный наконечник рулевой тяги
10 – шаровой шарнир наконечника
11 – поворотный рычаг
13 – болты крепления внутренних наконечников рулевых тяг к рейке

14 – промежуточный вал рулевого управления
15 – фланец эластичной муфты
16 – пыльник
17 – защитный колпачок
18 – опорная втулка
19 – рейка
20 – уплотнительное кольцо упора
21 – упор рейки
22 – пружина

23 – гайка упора
24 – стопорное кольцо гайки упора
25 – роликовый подшипник
26 – приводная шестерня
27 – шариковый подшипник
28 – стопорное кольцо
29 – защитная шайба
30 – уплотнительное кольцо
31 – гайка подшипника

Рулевое управление – травмобезопасное, с регулируемой по высоте (углу наклона) рулевой колонкой. Рулевой механизм – реечного типа. Он закреплен в моторном отсеке на щитке передка кузова двумя скобами через резиновые опоры. Болты крепления – приварные, по два с каждой стороны переднего щитка.

Детали рулевого управления

1 – нижняя часть облицовочного кожуха
2 – кронштейн крепления вала рулевого управления
3 – подшипник вала
4 – стяжной болт
5 – распорная втулка
6 – верхняя часть облицовочного корпуса

7 – верхний вал
8 – рулевое колесо
9 – крышка выключателя звукового сигнала
10 – регулировочная втулка
11 – рычаг регулировки положения рулевой колонки
12 – стопорное кольцо

Картер рулевого механизма 5 – литой, из алюминиевого сплава. В нем на двух подшипниках установлена приводная шестерня 26, которая находится в зацеплении с рейкой 19. Передний подшипник 25 (на торце вала) – роликовый, задний 27 (ближе к рулевому валу) – шариковый. Осевому перемещению вала препятствует шариковый подшипник – его внутреннее кольцо удерживается на валу стопорным кольцом 28, а наружное прижимается в картере рулевого механизма к торцу гнезда подшипника гайкой 31 на валу приводной шестерни. В выточке гайки находится уплотнительное кольцо 30, а между гайкой и стопорным кольцом – защитная шайба 29. Отворачиванию гайки препятствует зубчатая стопорная шайба. Гайка закрыта защитным чехлом (пыльником) 16, насаженным на вал приводной шестерни. На пыльнике и картере рулевого механизма имеются метки для установки рейки в среднее положение (при регулировке схождения колес).

Рейка поджимается к зубьям приводной шестерни пружиной 22 через металлокерамический упор 21, уплотненный в картере резиновым кольцом 20. Пружина, в свою очередь, поджимается регулировочной гайкой 23 (внутренний восьмигранник на "17") со стопорным кольцом 24, создающим сопротивление ее отворачиванию. Для компенсации теплового расширения деталей между гайкой и упором рейки при сборке рулевого механизма выставляют зазор 0,12 мм (максимально допустимый зазор в процессе эксплуатации – 0,2 мм), после чего кернят (обминают) в двух точках резьбу картера (не повреждая гайку) и наносят краской метки, фиксирующие положение гайки относительно картера.

Регулировка зазора между шестерней и рейкой производится после разборки рулевого механизма или при появлении стука в процессе эксплуатации.

Если механизм разбирали, то вначале устанавливаем упор рейки с уплотнительным кольцом до касания рейки, затем вкладываем стопорное кольцо, пружину и наживляем гайку. Затягиваем гайку моментом 1,12-1,37 кгс•м, затем отпускаем ее на два деления (24°), чем обеспечивается зазор 0,12 мм между гайкой и упором рейки. Проверяем легкость перемещения рейки, отсутствие стуков и заеданий.

Момент сопротивления вращению шестерни исправного рулевого механизма во всем диапазоне хода должен находиться в пределах 5,1-20,1 кгс•м при частоте вращения 30 мин -1 .

С левой стороны на картер рулевого механизма надет защитный колпачок 17, с правой – напрессована труба с продольным пазом, закрытая защитным гофрированным чехлом 4. Через этот паз и отверстия в защитном чехле проходят распорные втулки резинометаллических шарниров внутренних наконечников рулевых тяг, перемещающиеся по пазу при работе рулевого механизма. Тяги крепятся к рейке болтами 13, проходящими через соединительную пластину и распорные втулки резинометаллических шарниров. Самопроизвольному отворачиванию болтов препятствует стопорная пластина, края которой отогнуты на головки болтов.

Для смазки приводной шестерни, рейки и подшипников шестерни применяют ФИОЛ-1 (примерно 20-30 г на весь механизм), а полость над гайкой подшипника приводной шестерни (под пыльником) заполняют смазкой УНИОЛ-1.

Вал рулевого управления состоит из двух частей, соединенных карданным шарниром. Нижняя часть вала соединена с приводной шестерней 26 фланцем с внутренними шлицами и зажимным винтом через эластичную муфту. Верхняя часть вала вращается в трубе кронштейна на двух шариковых подшипниках с эластичными втулками на внутреннем посадочном кольце.

Кронштейн вала рулевого управления крепится в четырех точках к приварному кронштейну кузова: передняя часть – болтами со срезными головками через две фиксирующие пластины, задняя – на приварных болтах гайками с пружинными шайбами или самоконтрящимися гайками без шайб.

Кронштейн вала рулевого управления и его труба соединены между собой шарнирно двумя пластинами через пластмассовые и металлические втулки, стянутые четырьмя болтами. Таким образом, труба может перемещаться как в вертикальной плоскости, так и в продольном направлении относительно кронштейна, позволяя регулировать положение рулевого колеса. Перемещение ограничено длиной прорезей в пластинах. Для фиксации трубы относительно кронштейна служит рычаг регулировки положения рулевой колонки. Шлицевой ступицей он соединен с регулировочной втулкой и зафиксирован на ней стопорным кольцом. Втулка навернута на стяжной болт, проходящий через прорези направляющих пластин трубы и кронштейна. На болте установлена распорная втулка. Головка болта зафиксирована от проворачивания специальным выступом. При повороте рычага вниз втулка отворачивается и усилие затяжки пластин ослабевает, что позволяет вручную изменить положение рулевой колонки. Между пластинами и кронштейном установлены пружины, подтягивающие трубу кронштейна в верхнее положение при ослаблении соединения. После установки рулевой колонки в требуемое положение рычаг поворачивают вверх и соединение затягивается, фиксируя колонку.

Рулевой привод включает в себя две составные рулевые тяги и поворотные рычаги 11, приваренные к телескопическим стойкам передней подвески. Каждая тяга, в свою очередь, состоит из двух частей – внутренней 12 (длинной) и наружной 9 (короткой) с разрезными наконечниками с внутренней резьбой, а также регулировочной тяги 8 (соединяющей внутреннюю и внешнюю тяги) с наружной резьбой разного направления на ее концах и шестигранником посередине. Длина рулевой тяги меняется при вращении регулировочной тяги. Для надежного соединения необходимо обеспечить расстояние между торцами наконечников и шестигранника: с внутренней стороны в пределах 10,8-14,2 мм, с наружной – 10,6-16,3 мм. После завершения регулировки наконечники рулевых тяг стягиваются болтами. Наружная (короткая) тяга 9 соединена с поворотным рычагом 11 через шаровой шарнир 10, состоящий из вкладыша, пружины вкладыша и пальца. Для защиты от грязи шарнир закрыт резиновым защитным чехлом (пыльником). Шарнир образует с наконечником неразборную конструкцию, поэтому при выходе его из строя следует заменить наконечник с последующей регулировкой схождения колес (см. Углы установки передних колес).


Работу проводим при замене узлов и деталей рулевого управления, а также при демонтаже панели приборов.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Снимаем "минусовой" провод с аккумуляторной батареи.
  1. Поддеваем отверткой накладку крышки выключателя сигнала…

…и снимаем ее.

  1. Крестообразной отверткой отворачиваем два самореза…

…и снимаем крышку.

  1. Крестообразной отверткой отворачиваем три самореза подвижного контакта звукового сигнала…

…и снимаем его, отсоединив провод.

  1. Головкой "на 24" отворачиваем гайку крепления рулевого колеса, но не до конца.
  1. Покачивая, тянем на себя и снимаем рулевое колесо. В случае его резкого срыва гайка обезопасит лицо от травмы. После этого полностью ее отворачиваем.
  1. Если рулевое колесо сидит очень плотно, помощник тянет рулевое колесо вверх, а по торцу рулевого вала наносим удары через выколотку из мягкого металла.
  1. При необходимости замены контактного кольца рулевого колеса отсоединяем провод, …

…крестообразной отверткой отворачиваем три винта и снимаем кольцо.

  1. Снимаем блок подрулевых переключателей и выключатель зажигания (см. раздел Электрооборудование).
  1. Ключом "на 13" отворачиваем болт нижнего фланца эластичной муфты (под педалями).
  1. Два болта переднего крепления кронштейна вала рулевого управления имеют срезные головки, поэтому отворачиваем их, нанося удары зубилом в тангенциальном направлении.
  1. Ключом "на 13" отворачиваем две гайки заднего крепления…

…и снимаем рулевую колонку, стягивая вал со шлицев приводной шестерни.

  1. На снятой рулевой колонке можно заменить промежуточный вал рулевого управления. Для этого двумя ключами "на 13" отворачиваем гайку болта, вынимаем болт…

…и сдвигаем вал со шлицев.

  1. Для регулировки усилия затяжки фиксатора рулевой колонки щипцами разводим стопорное кольцо…

…и снимаем его.

  1. Снимаем рычаг фиксатора со шлицев и переставляем его в необходимое положение.

Отрегулировать фиксатор можно, не снимая рулевую колонку, а только демонтировав облицовочный кожух.

При установке рулевой колонки необходимо обеспечить совпадение лыски на шестерне рулевого механизма с пазом на нижнем фланце эластичной муфты.


Рулевой механизм снимаем и разбираем для замены защитного чехла и деталей рейки.

Демонтировать его можно двумя способами – с рулевыми тягами и без них. В первом случае выпрессовываем пальцы наружных наконечников рулевых тяг из поворотных рычагов стоек. Во втором варианте отсоединяем от рейки внутренние наконечники рулевых тяг (см. Снятие рулевой тяги и наконечников).

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. В салоне отворачиваем болт нижнего фланца эластичной муфты (см. Снятие рулевой колонки).
  1. В моторном отсеке ключом "на 13" отворачиваем гайки крепления скоб рулевого механизма к передку кузова с правой…

…и левой стороны.

  1. Сдвигаем вперед рулевой механизм до выхода шлицевого конца шестерни из отверстия передка кузова и вынимаем его через отверстие в брызговике.
  1. Зажимаем картер рулевого механизма в тиски с мягкими губками.
  1. Снимаем опору и распорное кольцо с правой стороны картера рулевого механизма.
  1. Срезаем хомуты крепления защитного чехла (они одноразовые).
  1. Снимаем защитный чехол.
  1. Снимаем опору и защитный колпачок с левой стороны картера.
  1. Специальным ключом с восьмигранной головкой "на 17" отворачиваем гайку упора рейки…

…и вынимаем ее.

  1. Извлекаем пружину…

…и стопорное кольцо.

  1. Ударом картера о деревянную подставку выбиваем упор рейки из гнезда. В кольцевой проточке упора установлено резиновое уплотнительное кольцо.
  1. Снимаем уплотнитель переднего щитка моторного отсека.
  1. Поддев отверткой, снимаем пыльник шестерни.
  1. Снимаем стопорную шайбу.
  1. Для отворачивания гайки крепления подшипника шестерни применяем специальный ключ с восьмигранной головкой "на 24" (диаметр отверстия под вал шестерни – не менее 18,5 мм).
  1. Отворачиваем гайку крепления подшипника шестерни…

…и снимаем ее с вала.

  1. Захватив лыску шестерни ключом "на 14" и опираясь им о монтажную лопатку, …

…вынимаем из картера шестерню в сборе с подшипником, …

…а затем рейку.

  1. Поддев отверткой опорную втулку, выводим ее выступы из отверстий картера…

…и вынимаем втулку.

  1. Перед установкой в картер новой опорной втулки надеваем на нее новые демпфирующие кольца так, чтобы тонкая их часть находилась против разреза втулки.
  1. Устанавливаем втулку, следя за тем, чтобы ее выступы вошли в отверстие картера.
  1. Разрезаем резиновые кольца по контуру втулки и удаляем отрезанные части.
  1. Снимаем стопорное кольцо с вала шестерни…

…и двухлапым съемником выпрессовываем шариковый подшипник.

  1. Для выпрессовки игольчатого подшипника применяем специальный съемник. Если такового нет, сверлом диаметром 2 мм в торце картера делаем два отверстия так, чтобы они выходили на кольцо игольчатого подшипника.
  1. Через отверстия выбиваем подшипник из картера.
  1. Промываем полость картера рулевого механизма.
  2. Запрессовываем отрезком трубы игольчатый подшипник. Для заделки отверстий можно применить "быструю сталь" или "холодную сварку".
  3. Обильно смазав зубья рейки, приводной шестерни и подшипников смазкой ФИОЛ-1, собираем узел в обратной последовательности.
  1. Устанавливаем на место защитный чехол и закрепляем его хомутами.
  1. Отрегулировав зазор рейки, закерниваем гайку упора, обмяв резьбу картера.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Вывешиваем и снимаем колесо.
  2. Поворачиваем руль до упора в сторону, противоположную снимаемому наконечнику.
  1. Вынимаем шплинт…

…и ключом "на 19" отворачиваем гайку крепления наконечника к рычагу стойки.

  1. Съемником выпрессовываем палец из рычага.
  1. При отсутствии съемника гайку отворачиваем не до конца, вставляем монтажную лопатку в распор между рулевой тягой и рычагом стойки и молотком наносим удары по торцу рычага стойки.
  1. Ключом "на 13" отворачиваем болт наконечника…

…а затем наконечник, вращая по часовой стрелке.

  1. При демонтаже рулевой тяги в сборе расконтриваем болт ее крепления к рулевой рейке, отгибая край стопорной пластины, …

…и отворачиваем болт головкой "на 22".

  1. Ослабляем второй болт, отводим соединительную пластину вниз и вынимаем рулевую тягу из чехла.
  1. Выводим тягу из моторного отсека через колесную нишу.

Регулировочная тяга имеет шестигранник под ключ "на 17", левую резьбу для наружного наконечника и правую для внутреннего


Установка рулевой тяги может вызвать затруднения из-за того, что втулка внутреннего наконечника рулевой тяги должна войти в отверстие резинового защитного чехла рулевого механизма. Эту операцию проводим, обильно смазав отверстие в чехле смазкой типа WD-40.


Внимание! Настоятельно рекомендуем вам зарегистрироваться.