Приветствую Вас, Гость
Книга 2110
Навигация


Категории


Поиск


Реклама


Реклама


Наша кнопка
88x31


Статистика
Яндекс.Метрика


Партнёры





 
16.08.2016, 23:34
Главная » FAQ » 15. Тормозная система


Схема гидропривода тормозов

1 – главный цилиндр гидропривода тормозов
2 – трубопровод контура "правый передний – левый задний тормоз"
3 – гибкий шланг переднего тормоза
4 – бачок главного цилиндра
5 – вакуумный усилитель
6 – трубопровод контура "левый передний – правый задний тормоз"
7 – тормозной механизм заднего колеса

8 – упругий рычаг привода регулятора давления
9 – гибкий шланг заднего тормоза
10 – регулятор давления
11 – рычаг привода регулятора давления
12 – педаль тормоза
13 – тормозной механизм переднего колеса

Рабочая тормозная система – гидравлическая, двухконтурная (с диагональным разделением контуров), с регулятором давления 10, вакуумным усилителем 5 и индикатором недостаточного уровня тормозной жидкости в бачке. При отказе одного из контуров тормозной системы второй контур обеспечивает торможение автомобиля, хотя и с меньшей эффективностью.

Тормозные механизмы передних колес 13 – дисковые (на автомобилях ВАЗ-21103, -21113 и -2112 – вентилируемые), с однопоршневой плавающей скобой и сигнализатором износа тормозных накладок. Тормозные механизмы задних колес 7 – барабанные, с двухпоршневыми колесными цилиндрами и автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном. Устройство автоматической регулировки зазора расположено в колесном цилиндре.

Главный тормозной цилиндр 1 крепится к корпусу вакуумного усилителя 5 на двух шпильках. В отверстия в верхней части цилиндра на резиновых уплотнениях вставлен полупрозрачный полиэтиленовый бачок 4 с датчиком аварийного уровня жидкости. На бачке нанесены метки максимального и минимального уровней жидкости. В нижней части цилиндра ввернуты два винта, ограничивающие перемещение поршней. Винты уплотнены медными прокладками. В передней части цилиндра (по ходу автомобиля) ввернута заглушка, служащая упором возвратной пружины, также уплотненная медной прокладкой. Поршни в главном цилиндре расположены последовательно, ближайший к вакуумному усилителю приводит в действие правый передний и левый задний тормозные механизмы, а тот, что ближе к заглушке – левый передний и правый задний. Уплотнительные резиновые кольца высокого давления (манжеты) главного тормозного цилиндра и задних колесных цилиндров взаимозаменяемы (номинальный диаметр – 20,64 мм). Уплотнительное кольцо низкого давления – с проточкой, установлено на поршне, контактирующем со штоком вакуумного усилителя.

Вакуумный усилитель 5 расположен между педальным узлом и главным тормозным цилиндром 1 и крепится к кронштейну педального узла на двух шпильках. Усилитель – неразборной конструкции, при выходе из строя его следует заменить. Простейшая проверка исправности усилителя: на автомобиле с заглушенным двигателем несколько раз нажимаем на педаль тормоза и, удерживая педаль нажатой, запускаем двигатель. При исправном усилителе с началом работы двигателя педаль должна уйти вперед. Отказ в работе или недостаточная эффективность вакуумного усилителя могут быть также вызваны негерметичностью шланга, отбирающего вакуум от впускного коллектора.

Регулятор давления задних тормозов 10 крепится двумя болтами к кронштейну в левой задней части кузова. Один из этих болтов (передний) также крепит вильчатый кронштейн рычага привода регулятора давления 11. За счет овальности отверстий для его крепления кронштейн вместе с рычагом можно перемещать относительно регулятора давления, изменяя усилие, с которым рычаг действует на поршень регулятора (см. Проверка и регулировка привода регулятора давления задних тормозов). С увеличением нагрузки на заднюю ось автомобиля упругий рычаг также нагружается, передавая усилие на поршень регулятора давления. При нажатии на педаль тормоза давление жидкости стремится выдвинуть поршень наружу, чему препятствует усилие со стороны упругого рычага. Когда система приходит в равновесие, клапан, расположенный в регуляторе, изолирует задние тормозные цилиндры от главного тормозного цилиндра, не допуская дальнейшего роста тормозного усилия на задней оси и препятствуя опережающей блокировке задних колес по отношению к передним. При увеличении нагрузки на заднюю ось, когда сцепление задних колес с дорогой улучшается, регулятор обеспечивает большее давление в колесных цилиндрах и наоборот – с уменьшением нагрузки давление падает. В корпусе регулятора имеется отверстие, закрытое заглушкой. Подтекание тормозной жидкости из этого отверстия говорит о негерметичности уплотнительных колец регулятора.

Плавающая скоба переднего тормоза включает в себя суппорт и колесный цилиндр, которые стянуты между собой двумя болтами. Двумя другими болтами скоба крепится к пальцам, установленным в отверстиях направляющей колодок. В эти отверстия закладывается смазка. Между пальцами и направляющей колодок установлены резиновые защитные чехлы. К пазам направляющей поджаты пружинами тормозные колодки. Внутренняя колодка имеет сигнализатор износа накладок. В цилиндре установлен поршень с уплотнительным резиновым кольцом прямоугольного сечения. За счет упругости этого кольца поддерживается постоянный оптимальный зазор между тормозными колодками и диском.

Тормозные диски – чугунные. Минимально допустимая толщина диска при износе – 17,8 мм для вентилируемых дисков и 10,8 мм – для невентилируемых, максимальное биение по внешнему радиусу – 0,15 мм.

Задние колесные тормозные цилиндры снабжены устройством для автоматического поддержания зазора между колодками и барабаном. Основной элемент устройства – стальное пружинное разрезное кольцо, установленное на поршне с осевым зазором 1,25-1,65 мм. Упорные кольца (по два на цилиндр) вставлены с натягом, обеспечивающим усилие сдвига по зеркалу цилиндра не менее 35 кгс, что превышает усилие стяжных пружин тормозных колодок. При износе тормозных накладок упорные кольца под действием поршней сдвигаются на величину износа. В случае повреждения зеркала поршней под действием механических примесей, попавших в тормозную жидкость или образовавшихся под действием коррозии (наличие воды в тормозной жидкости), кольца могут "закиснуть" в цилиндре и один или даже оба поршня потеряют подвижность. Цилиндры в этом случае необходимо заменить.

Привод стояночной тормозной системы – механический, тросовый, на задние колеса. Он состоит из рычага, регулировочной тяги, уравнителя двух тросов, рычага привода колодок и распорной планки.


Прокачка тормозов необходима при замене тормозной жидкости, а также для удаления воздуха, попавшего в гидропривод при ремонте или замене отдельных узлов тормозной системы.

Работу выполняем вдвоем с помощником на смотровой канаве или подъемнике.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Воздух удаляем сначала из одного контура системы, затем из другого, начиная с колесных цилиндров задних тормозов.
  2. Снимаем заглушку с прокачного штуцера колесного цилиндра и надеваем на него прозрачный шланг, опустив его свободный конец в сосуд, частично заполненный тормозной жидкостью.
  3. Помощник нажимает на педаль тормоза три-четыре раза с интервалом одна-две секунды и удерживает педаль нажатой. Напарник ключом "на 8" отворачивает на 1/2-3/4 оборота прокачной штуцер. При этом часть тормозной жидкости и воздух вытесняются в сосуд, а педаль опускается до пола. Пузырьки воздуха хорошо видны в сосуде с жидкостью или в прозрачном шланге.
  4. Заворачиваем прокачной штуцер и повторяем эту операцию до тех пор, пока полностью не прекратится выход пузырьков воздуха из шланга. При удалении воздуха из системы нужно следить за уровнем жидкости в бачке главного тормозного цилиндра и, при необходимости, ее доливать.
  1. Прокачиваем колесные цилиндры задних тормозов.
  1. Прокачиваем колесные цилиндры передних тормозов.

Для доступа к гайкам крепления главного тормозного цилиндра к вакуумному усилителю необходимо отвернуть три самореза, удерживающих обивку моторного отсека, и отогнуть обивку.

Для наглядности накладки, облицовка ветрового окна и обивка моторного отсека сняты.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Отсоединяем разъем датчика аварийного (минимального) уровня тормозной жидкости.
  1. Отворачиваем крышку бачка, резиновой грушей или шприцем откачиваем из него тормозную жидкость.
  1. Ключом "на 10" отворачиваем штуцеры тормозных трубок от цилиндра.
  1. Отводим трубки от цилиндра.
  1. Ключом "на 17" отворачиваем две гайки крепления цилиндра к вакуумному усилителю.
  1. Снимаем цилиндр в сборе с бачком.
  1. Чтобы снять бачок, поддеваем его отверткой с двух сторон.

Устанавливаем главный цилиндр в обратной последовательности.

Прокачиваем систему гидропривода (см. Прокачка тормозов).


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Снимаем обивку моторного отсека, облицовку и накладки ветрового окна (см. Снятие облицовки и накладки ветрового окна). Чтобы воздух не попал в гидросистему тормозов, тормозные трубки от главного цилиндра не отсоединяем.
  1. Ключом "на 17" отворачиваем две гайки крепления главного цилиндра к вакуумному усилителю.
  1. Снимаем главный цилиндр со шпилек и отводим вперед, осторожно изгибая тормозные трубки.
  1. Отсоединяем шланг от штуцера усилителя.
  1. В салоне отсоединяем провода от выключателя стоп-сигнала.
  1. Ключом "на 13" отворачиваем четыре гайки крепления кронштейна педали тормоза к кузову. Для наглядности рулевая колонка снята.
  1. Вынимаем вакуумный усилитель в сборе с кронштейном и тормозной педалью.
  1. Для снятия выключателя стоп-сигнала двумя ключами "на 17" отворачиваем контргайку.
  1. Ключом "на 17" отворачиваем буфер выключателя стоп-сигнала.

Выключатель и буфер стоп-сигнала

  1. Отверткой снимаем стопорную скобу пальца толкателя…

…и вынимаем палец.

  1. Ключом "на 17" отворачиваем две гайки крепления усилителя к кронштейну…

…и отсоединяем вакуумный усилитель.


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Сборку производим в обратной последовательности.

При неработающем двигателе свободный ход педали тормоза должен быть равен 3-5 мм.

  1. Регулируем свободный ход перемещением выключателя стоп-сигнала при отпущенной гайке его крепления. Выключатель стоп-сигнала устанавливается так, чтобы его буфер упирался в упор педали при свободном ходе педали тормоза 3-5 мм.
  2. В этом положении затягиваем гайку крепления выключателя стоп-сигнала.


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Вывешиваем и снимаем переднее колесо.
  1. Отгибаем края стопорной пластины нижнего болта крепления колесного цилиндра к направляющему пальцу.
  1. Придерживая рожковым ключом "на 17" направляющий палец, ключом "на 13" отворачиваем нижний болт...

...и вынимаем его вместе с пластиной.

  1. Поддев отверткой, поднимаем суппорт с цилиндром вверх.
  1. Извлекаем из направляющей тормозные колодки.
Перед установкой новых тормозных колодок необходимо переместить поршень как можно дальше внутрь цилиндра. Выполнить эту операцию можно разными методами.
  1. Большими пассатижами или газовым ключом вдавливаем поршень в цилиндр.
  1. Другой метод: устанавливаем на место наружную колодку и опускаем суппорт в рабочее положение. Опираясь подходящим металлическим стержнем (или монтажной лопаткой) о диск, вдавливаем поршень.
  1. На внутренней колодке установлен датчик износа. Так как в новом комплекте колодок есть датчики износа, то бокорезами перекусываем провод старого датчика.
  1. Отсоединяем от проводки автомобиля электрический разъем датчика.
  1. Вынимаем провод датчика из резиновых колец, охватывающих тормозной шланг.
  1. При установке новых колодок соединяем разъем датчика износа и проводки автомобиля, пропускаем провод датчика через резиновые кольца тормозного шланга и вставляем наконечник датчика в отверстие колодки.

Устанавливаем колодки в обратной последовательности.

Законтриваем болты крепления колесного цилиндра к направляющему пальцу.


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Вывешиваем и снимаем переднее колесо.
  1. Для снятия колесного цилиндра расконтриваем и ключами "на 13" и "на 17" отворачиваем два болта крепления цилиндра к направляющим пальцам.
  1. Разъединяем гибкий шланг и тормозную трубку.
  2. Выводим муфту шланга из держателя амортизаторной стойки (см. Снятие переднего тормозного шланга).
  1. Снимаем колесный цилиндр в сборе с суппортом.
  1. Зажав суппорт в тиски с мягкими губками, шестигранником "на 10" отворачиваем два болта крепления цилиндра к суппорту.
  1. Снимаем колесный цилиндр.
  1. Поддеваем отверткой защитный чехол...

...и вынимаем направляющий палец тормозного механизма.

  1. Для снятия тормозного диска головкой "на 17" отворачиваем два болта крепления направляющей колодки к поворотному кулаку.
  1. Снимаем передний тормозной механизм в сборе (не разъединяя гидропривод) и подвязываем его к амортизаторной стойке.
  1. Ключом "на 12" отворачиваем направляющие штифты...

...и снимаем тормозной диск.

  1. Для снятия защитного кожуха тормозного диска ключом "на 10" отворачиваем три болта его крепления к поворотному кулаку
  1. Снимаем защитный кожух.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Собираем и устанавливаем тормозной механизм в обратной последовательности.

  1. Направляющие пальцы смазываем графитной смазкой.
  2. Болты крепления направляющей колодок и колесного цилиндра затягиваем моментом, указанным в приложении. Если гидропривод был по какой-либо причине разомкнут, необходимо его прокачать.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Вывешиваем и снимаем переднее колесо.
  1. Придерживая ключом "на 15" наконечник тормозного шланга, ключом "на 10" отворачиваем штуцер трубки.
  1. Чтобы тормозная жидкость не вытекала из трубки, надеваем на ее конец защитный колпачок от штуцера прокачки.

При сильном окислении гайки трубки следует воспользоваться специальным ключом "на 10", охватывающим пять граней гайки.

  1. Извлекаем из резиновых держателей, охватывающих шланг, провод датчика износа колодок.
  1. Выводим муфту шланга из держателя амортизаторной стойки.
  1. Ключом "на 15" отворачиваем штуцер шланга от колесного цилиндра.
  1. Между цилиндром и штуцером установлено медное уплотнительное кольцо, подлежащее замене.

После установки шланга прокачиваем тормозную систему (см. Прокачка тормозов).


Для оценки состояния тормозных колодок без снятия барабана в щите тормозного механизма имеется смотровое окно.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Поддеваем отверткой его заглушку…

…и извлекаем ее из щита (колодки для наглядности сняты).

Минимально допустимая толщина накладок – 1,5 мм.

  1. Для замены колодок устанавливаем автомобиль на смотровую канаву или подъемник.
  2. Снимаем заднее колесо и ослабляем трос привода стояночной тормозной системы (см. Снятие узлов и регулировка стояночной тормозной системы).
  1. Ключом "на 12" отворачиваем два направляющих штифта.
  1. Равномерно поворачивая тормозной барабан, наносим удары по его торцу через молоток…

…или ребро монтажной лопатки.

  1. Снимаем тормозной барабан.
  1. Отверткой отсоединяем конец верхней стяжной пружины от колодки…

…и вынимаем пружину.

  1. Отверткой выводим из зацепления с колодкой направляющую пружину.
  1. Отсоединив нижнюю стяжную пружину, снимаем переднюю колодку.
  1. Снимаем нижнюю стяжную пружину.
  1. Снимаем разжимную планку.
  1. Отсоединив направляющую пружину от задней тормозной колодки, выводим рычаг ручного привода колодок из наконечника троса.
  1. Для замены направляющей пружины колодки извлекаем ее из отверстия щита тормозного механизма.
  1. Расшплинтовываем ось рычага ручного привода колодок.
  2. Вынимаем ось и переставляем рычаг на новую колодку.
  3. Зашплинтовываем ось.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Устанавливаем новые колодки в обратной последовательности.

  1. Для удобства сборки направляющей пружины с колодкой зацепляем за крючок пружины провод или шнур длиной примерно 0,5 м.
  1. Натягивая пружину, вставляем ее конец в отверстие колодки.
  1. Вытягиваем проводок.

После установки новых тормозных колодок нужно отрегулировать стояночную тормозную систему (см. Снятие узлов и регулировка стояночной тормозной системы).


Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Снимаем тормозной барабан и колодки (см. Замена задних тормозных колодок).
  1. Ключом "на 10" (или специальным ключом, охватывающим пять граней гайки) отворачиваем штуцер тормозной трубки.
  1. Выводим трубку из отверстия колесного цилиндра. Во избежание потерь жидкости, надеваем на конец трубки защитный колпачок штуцера прокачки.
  1. Ключом "на 10" отворачиваем два болта крепления цилиндра к щиту тормозного механизма…

…и снимаем цилиндр.

После установки цилиндра и сборки тормозного механизма (включая установку барабана) следует прокачать тормозную систему (см. Прокачка тормозов).


Работу выполняем на смотровой канаве или подъемнике.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Придерживая ключом "на 15" наконечник гибкого шланга, ключом "на 10" отворачиваем штуцер тормозной трубки.
  1. Вынимаем шланг из проушины кронштейна крепления балки задней подвески к кузову. Для уменьшения потерь тормозной жидкости на конец трубки надеваем защитный колпачок прокачного штуцера колесного цилиндра.
  1. Ключами "на 10" и "на 15" разъединяем шланг и тормозную трубку, закрепленные в проушине балки задней подвески.
  1. Снимаем гибкий шланг.

После установки шланга необходимо прокачать гидропривод (см. Прокачка тормозов).


Регулировка необходима и проводится после любых работ, связанных со снятием балки задней подвески, заменой пружин и амортизаторов задней подвески.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Устанавливаем автомобиль без груза на смотровую канаву, несколько раз прожимаем заднюю часть автомобиля усилием 40–50 кгс для установки задней подвески в среднее положение.
  1. Ключом "на 13" ослабляем болт крепления регулятора давления к кронштейну рычага привода регулятора…

…и перемещаем кронштейн отверткой так, чтобы зазор между рычагом и пружиной рычага был в пределах 2,0–2,1 мм. Зазор проверяем отрезком проволоки соответствующего диаметра.

  1. После регулировки проводим своего рода дорожный тест, при котором наблюдатель вне автомобиля должен зафиксировать блокировку задних колес, которая должна наступать несколько позже, чем у передних, при резком торможении со скорости 30–40 км/ч.
  2. При слишком поздней блокировке уменьшаем зазор, при ранней (опережающей блокировку передних колес) – увеличиваем, с обязательной последующей проверкой таким же способом.


Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Отверткой приподнимаем вверх скобу серьги рычага привода регулятора.
  1. Выводим конец рычага из отверстия серьги и снимаем скобу.
  1. Ключом "на 10" отворачиваем четыре штуцера тормозных трубок и выводим трубки из корпуса регулятора. Для предотвращения утечки жидкости из гидропривода на концы трубок надеваем защитные колпачки прокачных штуцеров колесных цилиндров.
Регулятор давления можно снять без кронштейна крепления или вместе с ним.
  1. Ключом "на 13" отворачиваем два болта крепления корпуса регулятора к кронштейну.
  1. Снимаем регулятор давления и рычаги его привода.
  1. Для снятия регулятора с кронштейном отворачиваем головкой "на 13" две гайки крепления кронштейна к кузову.
  1. Отсоединяем от регулятора давления кронштейн и рычаги привода.
  1. Ключом "на 8" отворачиваем болт крепления фиксатора упругого рычага.
  1. Снимаем фиксатор и разъединяем рычаги привода регулятора давления.

После сборки и установки регулятора давления необходимо прокачать гидропривод (см. Прокачка тормозов) и провести регулировку регулятора (см. Проверка и регулировка привода регулятора давления задних тормозов).


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Устанавливаем автомобиль на смотровую канаву или подъемник. Снятие троса стояночного тормоза показано на примере правого троса.
  2. Рычаг привода стояночного тормоза опускаем в крайнее нижнее положение.
  3. Выводим рычаг ручного привода колодок из наконечника троса (см. Замена задних тормозных колодок).
  1. Ключом "на 10" отворачиваем гайку скобы крепления оболочки троса к балке задней подвески.
  1. Снимаем скобу крепления троса.
  1. Выводим оболочку троса из держателя.
  1. Отверткой отгибаем три скобы крепления оболочки троса к кузову.
  1. Вынимаем трос из щита тормозного механизма.
  1. Ключом и высокой головкой "на 13" отворачиваем контргайку и регулировочную гайку тяги.
  1. Выводим наконечник троса из прорези уравнителя.
  1. Вынимаем наконечник оболочки троса из кронштейна.
  1. Аналогичным образом снимаем левый трос стояночного тормоза. Его демонтажу (в отличие от правого троса) мешает выпускная система.
  1. Cнимаем трос и уравнитель.
  1. Для снятия рычага привода стояночного тормоза и регулировочной тяги отворачиваем две гайки с тяги и снимаем уравнитель (тросы при этом не демонтируем).
  2. Cнимаем крышку и корпус облицовки тоннеля пола (см. Cнятие панели приборов и воздуховодов отопителя).
  1. Головкой "на 10" отворачиваем четыре болта крепления кронштейна рычага к полу.
  1. Крестообразной отверткой отворачиваем два самореза крепления кронштейна выключателя контрольной лампы стояночного тормоза…

…и снимаем кронштейн с выключателем.

  1. Cдвинув рычаг вперед, снимаем его.
  1. Расшплинтовываем ось регулировочной тяги.
  1. Вынув ось, разъединяем регулировочную тягу и рычаг.

Cборку и установку деталей и узлов стояночной тормозной системы проводим в обратной последовательности.

Регулируем стояночную тормозную систему.

Последовательность регулировки:
  1. ослабляем контргайку натяжного устройства;
  2. вращая регулировочную гайку, натягиваем трос;
  3. полный ход рычага привода стояночного тормоза должен составлять 3-5 зубьев по сектору;
  4. при полностью отпущенном рычаге колеса должны вращаться свободно, без заедания; затягиваем контргайку.

Правильно отрегулированная стояночная тормозная система должна удерживать автомобиль на уклоне 23%.


Внимание! Настоятельно рекомендуем вам зарегистрироваться.