Приветствую Вас, Гость
Книга 2110
Навигация


Категории


Поиск


Реклама


Реклама


Наша кнопка
88x31


Статистика
Яндекс.Метрика


Партнёры





 
16.08.2016, 23:34
Главная » FAQ » 16. Электрооборудование


Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме: отрицательные выводы источников и потребителей электроэнергии соединены с "массой" – кузовом и основными агрегатами автомобиля, которые выполняют функцию второго провода. Бортовая сеть – постоянного тока, с номинальным напряжением 12 В. При неработающем двигателе все потребители питаются от аккумуляторной батареи, а после пуска двигателя – от генератора переменного тока со встроенным выпрямителем и регулятором напряжения. При работе генератора аккумуляторная батарея заряжается.

Большинство электрических цепей защищено плавкими предохранителями. Электродвигатели моторедукторов – очистители ветрового стекла, заднего стекла (ВАЗ-2111, -2112), фар (если установлены) – защищены автоматическими биметаллическими предохранителями многоразового действия. Цепь питания системы впрыска топлива (двигатели ВАЗ-2111, -2112) защищена плавкой вставкой из провода с жилой уменьшенного сечения (1 мм2). Не защищены цепи заряда аккумуляторной батареи, зажигания (двигатель ВАЗ-2110), пуска двигателя, "генератор - выключатель зажигания - монтажный блок". Мощные потребители (фары, электродвигатель вентилятора системы охлаждения, электробензонасос и т.п.) подключаются через реле.

Расположение реле и предохранителей в монтажном блоке

К1 – реле контроля исправности ламп
К2 – реле очистителя ветрового стекла
К3 – реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации
К4 – реле включения ближнего света фар
К5 – реле включения дальнего света фар

К6 – дополнительное реле
К7 – реле включения обогрева заднего стекла
К8 – резервное реле
F1 - F20 – плавкие предохранители

Большинство предохранителей и реле находятся в монтажном блоке, расположенном в салоне автомобиля левее и выше педального узла. Номинальный ток предохранителей и защищаемые ими цепи указаны в таблице. При выходе из строя монтажного блока возможна замена печатной платы или припайка проводов взамен перегоревших токоведущих дорожек.

Схема соединений монтажного блока

наружная цифра в обозначении наконечника провода – номер колодки
внутренняя цифра – условный номер штекера
К1 – К8 – реле (см. выше)


Порядок условной нумерации штекеров в соединительных колодках монтажного блока и присоединяемые к ним провода

Для коммутации основных цепей автомобиля служит комбинированный выключатель (замок) зажигания, состоящий из контактной части и механического противоугонного устройства.

На автомобилях с двигателями 2111 и 2112 имеется жгут проводов системы впрыска топлива, устанавливаемый взамен жгута системы зажигания двигателя 2110 (см. Система управления двигателями ВАЗ-2111 и -2112). Реле и предохранители системы впрыска находятся возле контроллера, под консолью панели приборов справа.

Цепи, защищаемые плавкими предохранителями

№ предохранителя
(номинальный ток)

Защищаемые цепи

F1 (5 A)

Лампы фонарей освещения номерного знака
Лампы освещения приборов
Контрольная лампа габаритного света
Лампа освещения багажника
Лампа габаритного света левого борта

F2 (7,5 A)

Левая фара (ближний свет)

F3 (10 A)

Левая фара (дальний свет)

F4 (10 A)

Правая противотуманная фара

F5 (30 A)

Электродвигатели стеклоподъемников дверей

F6 (15 A)

Переносная лампа

F7 (20 A)

Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя.
Звуковой сигнал

F8 (20 A)

Элемент обогрева заднего стекла

F9 (20 A)

Клапан рециркуляции
Очистители и омыватели ветрового заднего стекла и фар
Обмотка реле включения обогрева заднего стекла

F10 (20 A)

Резервный

F11 (5 A)

Лампы габаритного света правого борта

F12 (7,5 A)

Правая фара (ближний свет)

F13 (10 A)

Правая фара (дальний свет).
Контрольная лампа включения дальнего света фар

14 (10 A)

Левая противотуманная фара

F15 (20 A)

Электрообогрев сидений
Блокировка замка багажника

F16 (10 A)

Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (в режиме аварийной сигнализации)
Контрольная лампа аварийной сигнализации

F17 (7,5 A)

Лампа освещения салона
Лампа индивидуальной подсветки
Лампа подсветки выключателя зажигания
Лампы стоп-сигнала
Часы (или маршрутный компьютер)

F18 (25 A)

Лампа освещения вещевого ящика
Контроллер отопителя
Прикуриватель

F19 (10 A)

Блокировка замков дверей
Реле контроля исправности ламп стоп-сигнала и габаритного света
Указатели поворота с контрольными лампами
Лампы света заднего хода
Обмотка возбуждения генератора
Блок индикации бортовой системы контроля
Комбинация приборов
Часы (или маршрутный компьютер)

F20 (7,5 A)

Лампы задних противотуманных огней


При ремонте системы электрооборудования отсоединяйте клемму "-" аккумуляторной батареи (при выключенном двигателе).
Прежде, чем установить новый предохранитель взамен перегоревшего, выясните и устраните причину перегорания.
Не используйте предохранители увеличенного номинала или самодельные – это может привести к перегоранию дорожек печатной платы, а возможно, и к пожару.
Из-за опасности короткого замыкания не поддевайте перегоревшие предохранители металлическими инструментами (отвертками), если соответствующие цепи не обесточены.

Схемы электрооборудования автомобилей приведены в Приложениях.

Снятие монтажного блока

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Отсоединяем минусовой провод от аккумулятора.
  1. Нажав на выключатель защелки крышки монтажного блока, опускаем крышку с монтажным блоком вниз.
  1. Крестообразной отверткой отворачиваем саморез крепления защелки…

…и снимаем защелку.

  1. Вынимаем блок из крышки и переворачиваем его.
  1. Отсоединяем колодки с проводами от монтажного блока и вынимаем монтажный блок.
Заменить предохранители и реле можно, не снимая монтажный блок. Для наглядности эту операцию показываем на демонтированном блоке.
  1. Для замены предохранителей вынимаем щипцы…

…и снимаем ими предохранитель.

  1. Снимаем реле.

Устанавливаем монтажный блок в обратной последовательности.


На автомобилях устанавливается свинцовая стартерная аккумуляторная батарея 6СТ–55А или ее импортные аналоги.

Корпус батареи выполнен из полупрозрачной пластмассы с отметками максимально и минимально допустимого в эксплуатации уровня электролита.

Батарея – малообслуживаемая, т. е. снабжена устройством для сбора испаряющейся воды, однако при длительной эксплуатации, особенно в жарком климате, уровень электролита может понижаться. Если не было случаев выплескивания электролита, доливать следует только дистиллированную воду.

При работе с аккумуляторной батареей строго соблюдайте правила техники безопасности

1 —- кожух
2 —- вывод "В+" для подключения потребителей
3 —- помехоподавительный конденсатор 2,2 мкФ
4 —- общий вывод дополнительных диодов (присоединяется к выводу "D+" регулятора напряжения)
5 —- держатель положительных диодов выпрямительного блока
6 —- держатель отрицательных диодов выпрямительного блока
7—- положительный диод
8—- отрицательный диод
9 —- регулятор напряжения
10 —- задняя крышка
11 —- стяжной винт
12 —- передняя крышка
13 —- обмотка статора
14 —- дистанционное кольцо
15 —- передний подшипник вала ротора
16 —- шкив

17 —- гайка
18 —- вал ротора
19 —- конусная шайба
20 —- шайба
21 —- клювообразные полюсные наконечники ротора
22 —- сердечник статора
23 —- втулка
24 —- обмотка ротора
25 —- задний подшипник ротора
26 —- втулка подшипника
27 —- контактные кольца
28 —- щеткодержатель
29 —- выводы обмотки статора
30 —- дополнительный диод
31 —- вывод "D" (общий вывод дополнительных диодов)

Генератор – синхронная электрическая машина переменного тока с электромагнитным возбуждением и встроенным выпрямителем на кремниевых диодах. Ротор генератора приводится во вращение от шкива коленчатого вала двигателя (демпфера) поликлиновым ремнем.

Технические характеристики генератора 94.3701

Характеристика
Значение

Максимальный отдаваемый ток (при 13 В и 6000 мин –1 ), А

80

Напряжение, В

13,2–14,7

Передаточное отношение двигатель–генератор

01:02,4

Направление вращения (со стороны привода)

Правое

Статор и крышки генератора стянуты четырьмя винтами. Вал ротора вращается в подшипниках, установленных в крышках. Смазка, заложенная в подшипники на заводе, рассчитана на весь срок службы генератора. Задний подшипник напрессован на вал ротора и поджимается задней крышкой через пластмассовую втулку. Передний подшипник запрессован и завальцован в передней крышке и заменяется только вместе с ней. Его внутренняя обойма вместе с дистанционным кольцом и шайбой зажата гайкой между шкивом и ступенькой на валу ротора. Задняя часть генератора закрыта пластмассовым кожухом на защелках.

В статоре генератора расположена трехфазная обмотка, выполненная по схеме "звезда" (выводы фазных обмоток имеют общую точку). Вторые концы фазных обмоток соединены с выпрямительным мостом, состоящим из шести кремниевых диодов (вентилей) – трех "положительных" и трех "отрицательных". Вентили запрессованы в две подковообразные алюминиевые пластины-держатели в соответствии с полярностью (положительные и отрицательные – на разных пластинах); на одной из пластин также находятся три дополнительных диода, через которые питается обмотка возбуждения генератора после пуска двигателя. Пластины объединены в выпрямительный блок, закрепленный на задней крышке генератора (под пластмассовым кожухом).

Обмотка возбуждения расположена на роторе генератора, ее выводы припаяны к двум медным контактным кольцам на валу ротора. Питание к обмотке возбуждения подводится через две угольные щетки. Щеткодержатель конструктивно объединен с регулятором напряжения и закреплен на задней крышке генератора.

Регулятор напряжения – неразборный, при выходе из строя его заменяют.

Для защиты бортовой сети от скачков напряжения при работе системы зажигания и снижения помех радиоприему между выводами "положительных" и "отрицательных" вентилей (между "+" и "массой" генератора) подключен конденсатор емкостью 2,2 мкФ (±20%), расположенный на выпрямительном блоке.

При включении зажигания напряжение к обмотке возбуждения генератора (выводы "D" генератора и "D+" регулятора) подводится через контрольную лампу в комбинации приборов (лампа при этом горит). После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от дополнительных диодов выпрямительного блока (контрольная лампа гаснет). Если после пуска двигателя лампа горит, это указывает на неисправность генератора или его цепей.

"Минус" аккумуляторной батареи всегда должен подключаться к "массе" автомобиля, а "плюс" – к выводу "В+" генератора. Обратное включение приведет к пробою вентилей генератора. При работе генератора не рекомендуется отсоединять аккумуляторную батарею (особенно на двигателях, оснащенных системой впрыска). Возникающие при этом броски напряжения в бортовой сети могут повредить электронные компоненты схемы. Вентили генератора (и другие устройства в бортовой сети автомобиля при подключенном генераторе) следует проверять под напряжением не выше 14 В, более высокое напряжение (например, при проверке мегомметром) может вызвать повреждение вентилей. При необходимости проверки изоляции обмоток высоким напряжением генератор следует снять, а выводы обмоток – отсоединить от выпрямительного блока и регулятора напряжения.

Схема соединений генератора 94.3701

1 —- аккумуляторная батарея
2 —- генератор
3 —- блок реле и предохранителей (монтажный блок)
4 —- выключатель зажигания

5 —- комбинация приборов
6 —- контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи (устанавливается с 1997 г., до 1997 года устанавливался электронный вольтметр со светодиодом)

Проверка генератора

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Запустите двигатель, дайте ему поработать несколько минут, затем, нажав на педаль "газа", доведите обороты коленчатого вала до 3000 мин -1.
  2. Включите все потребители: дальний свет фар, обогрев заднего стекла, вентилятор отопителя, стеклоочиститель, аварийную сигнализацию.
  3. Замерьте напряжение на выводах аккумуляторной батареи, которое должно быть выше 13 В. Если это не так, неисправны обмотки генератора (обрыв или замыкание), регулятор напряжения со щеточным узлом или окислены контактные кольца обмотки возбуждения.
  4. Для того чтобы убедиться в исправности регулятора напряжения, выключите все потребители, кроме фар дальнего света, и вновь измерьте напряжение. Оно должно быть в пределах 13,2-14,7 В.
  5. Снятый регулятор напряжения можно проверить, подключив между щетками лампу (1-5 Вт, 12 В), а к выводам "D+" и "масса" - источник питания (только постоянного тока!), вначале напряжением 12 В, а затем 15-16 В. В первом случае лампа должна гореть, во втором – нет. Если лампа горит в обоих случаях, в регуляторе – пробой, если не горит – обрыв или нарушен контакт между щетками и выводами регулятора. В обоих случаях регулятор следует заменить.
  6. Для проверки вентилей выпрямительного блока отсоедините провода от аккумуляторной батареи, генератора и от вывода "D+" регулятора напряжения.
  7. "Плюс" батареи через лампу (1-5 Вт, 12 В) подсоедините к выводу "В+" генератора, а "минус" - к его корпусу. Если лампа горит, то и в блоке "положительных", и в блоке "отрицательных" вентилей имеется короткое замыкание.
  8. Для проверки замыкания в "положительных" вентилях "+" батареи через лампу соедините с выводом "В+" генератора, а "-" - с выводом одной из фазных обмоток статора. Если лампа горит, пробиты один или несколько положительных вентилей.
  9. Для проверки замыкания в "отрицательных" вентилях "+" батареи через лампу соедините с выводом одной из фазных обмоток статора, а "-" - с корпусом генератора. Если лампа горит, пробиты один или несколько отрицательных вентилей или обмотки статора замыкают на корпус генератора. Чтобы исключить замыкание обмоток, генератор снимают с автомобиля и, отсоединив обмотки от регулятора напряжения и выпрямительного блока, проверяют их замыкание на "массу" с помощью лампы или омметра. Вентили генератора можно также проверить омметром, не подключая аккумулятор и контрольную лампу.

Замыкание дополнительных диодов можно проверить, подключив "+" батареи через лампу к выводу "D" генератора, а "-" - к выводу одной из фазных обмоток статора. Если лампа горит, один или несколько дополнительных диодов пробиты.

Обрыв в основных вентилях определяется по резкому снижению тока отдачи (падению напряжения под нагрузкой). Однако это может быть также следствием обрыва или замыкания в обмотках генератора. Обрыв в дополнительных вентилях можно определить по низкому напряжению на штекере "D" (ниже 14 В) при средней частоте вращения ротора генератора.

Определить исправность каждого диода (основного или дополнительного) можно только на снятом выпрямительном блоке омметром или контрольной лампой.

Выпрямительный блок при выходе из строя рекомендуется заменять в сборе. Допускается замена отдельных вентилей, однако для основных вентилей потребуется их перепрессовка в держателе – операция, требующая аккуратности и навыка.

Замена ремня привода генератора

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Ключом "на 13" ослабляем гайку крепления генератора к установочной планке.
  1. Вращая ключом "на 10" регулировочный болт против часовой стрелки, ослабляем натяжение ремня привода генератора.
  1. Сдвинув генератор к блоку цилиндров, снимаем ремень.
  1. Устанавливаем ремень в обратной последовательности и натягиваем его, вращая регулировочный болт.
  1. При приложении усилия 98 Н (10 кгс) нормальный прогиб ремня должен быть в пределах 6–10 мм.

Снятие и разборка генератора

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Отсоединяем "минусовой" провод от аккумулятора.
  1. Отсоединяем провод возбуждения генератора.
  1. Ключом "на 10" отворачиваем гайку крепления проводов к выводу "В+"…

…и снимаем их.

  1. Снимаем ремень генератора, отворачиваем регулировочный болт генератора и отворачиваем фиксирующую гайку.
  1. Вынимаем натяжную планку.
  1. Ключом "на 13" отворачиваем гайку нижнего крепления генератора.
  1. Вынимаем болт.
  1. Снимаем генератор.
  1. Отжав три защелки кожуха, поддеваем его отверткой…

…и снимаем кожух.

  1. Крестообразной отверткой отворачиваем два винта…

…и отводим регулятор напряжения со щеткодержателем.

  1. Отсоединяем провод и снимаем регулятор напряжения со щеткодержателем.
  1. Ключом "на 10" отворачиваем гайку вывода "В+".
  1. Сняв пружинную шайбу и втулку, снимаем с контактного болта наконечник провода конденсатора.
  1. Отвернув крестообразной отверткой винт…

…снимаем конденсатор.

Работы, показанные на фото, можно выполнить, не снимая генератор с автомобиля. Взаимное расположение частей генератора перед разъединением желательно пометить.
  1. Через отверстие высокой головки "на 21" (удерживаемой трубным ключом) вставляем шестиграник "на 8" и отворачиваем гайку крепления шкива.
  1. Снимаем шкив…

…и шайбу.

  1. Крестообразной отверткой отворачиваем четыре винта, стягивающих крышки.
  1. Снимаем переднюю крышку.
  1. Крестообразной отверткой отворачиваем три винта крепления концов обмоток статора…

…и винт крепления выпрямительного блока.

  1. Снимаем выпрямительный блок (при этом выпадает контактный болт)...

…и статор.

  1. Надавив пальцем на пластмассовую втулку (опору подшипника)…

…выталкиваем ее вместе с ротором из задней крышки.

  1. Поддев отверткой…

…снимаем пластмассовую втулку с заднего подшипника.

  1. Двухзахватным съемником спрессовываем подшипник с вала ротора.
    Тестером проверяем обмотки статора и ротора на обрыв и замыкание на корпус.

Сборку генератора выполняем в обратной последовательности.

Для установки заднего подшипника на вал ротора опираем передний конец вала о деревянный брусок и напрессовываем подшипник на вал подходящим отрезком трубы, прикладывая усилие к внутреннему кольцу подшипника.


Стартер 57.3708 в сборе

1 – вал якоря
2 – "положительная" щетка
3 – щеткодержатель
4 – скоба
5 – контактные болты
6 – тяговое реле
7 – контактная пластина
8 – сердечник тягового реле
9 – шток тягового реле
10 – удерживающая обмотка
11 – втягивающая обмотка;
12 – якорь реле
13 – передняя крышка
14 – рычаг привода
15 – кронштейн рычага
16 – прокладка
17 – ось планетарной шестерни

18 – опора вала привода с вкладышем
19 – обгонная муфта
20 – ограничительное кольцо
21 – втулка передней крышки
22– вал привода
23 – кольцо отводящее
24 – шестерня с внутренними зубьями
25 – водило
26 – центральная (ведущая) шестерня
27 – сателлит
28 – опора вала якоря с вкладышем
29 – сердечник якоря
30 – постоянный магнит
31 – коллектор
32 – задняя крышка с втулкой

Стартер – четырехполюсный четырехщеточный электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, с планетарным редуктором, роликовой муфтой свободного хода и двухобмоточным тяговым реле.

Технические характеристики стартера 57.3708

Характеристика
Значение

Номинальная мощность, кВт

1,55

Потребляемый ток при максимальной мощности, А, не более

375

Потребляемый ток в заторможенном состоянии, А, не более

700

Потребляемый ток в режиме холостого хода, А, не более

80

К стальному корпусу стартера приклеены четыре постоянных магнита, изнутри они дополнительно прикреплены развальцованной алюминиевой втулкой. Корпус и крышки стартера стянуты двумя шпильками. Вал якоря вращается в двух металлокерамических вкладышах, установленных в крышке и опоре вала. Крутящий момент от вала якоря передается на вал привода через планетарный редуктор, состоящий из центральной шестерни, трех планетарных шестерен, водила и шестерни с внутренним зацеплением (эпициклической).

На валу привода установлена муфта свободного хода (обгонная муфта) с приводной шестерней. Она передает крутящий момент только в одном направлении – от стартера к двигателю, разобщая их после пуска двигателя. Это необходимо для защиты редуктора и якоря стартера от повреждения из-за чрезмерной частоты вращения.

Тяговое реле служит для ввода шестерни привода в зацепление с зубчатым венцом маховика коленчатого вала двигателя и включения питания электродвигателя стартера. При повороте ключа зажигания в положение "стартер" напряжение подается на обе обмотки тягового реле (втягивающую и удерживающую). После замыкания контактов тягового реле втягивающая обмотка отключается. Напряжение срабатывания реле должно быть не более 8 В при 20±5°С. Если это не так, в реле или приводе имеется неисправность. Исправность привода определяется внешним осмотром после разборки стартера. Неисправное реле заменяют.

Снятие и разборка стартера

Схема соединений стартера

1 – аккумуляторная батарея
2 – генератор

3 – стартер
4 – выключатель зажигания

Работу удобнее проводить на смотровой канаве или подъемнике, сняв брызговик двигателя.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Отсоединяем "минусовой" провод от аккумулятора.
  1. Отсоединяем провод управления тяговым реле.
  1. Ключом "на 13" отворачиваем гайку плюсового провода стартера…

…и снимаем его.

  1. Ключом "на 15" отворачиваем две гайки крепления стартера к картеру сцепления.
  1. Снимаем стартер.
  1. Головкой "на 10" отворачиваем гайку нижнего вывода тягового реле и снимаем с вывода наконечник провода.
  1. Головкой "на 8" отворачиваем два болта крепления тягового реле…

…и снимаем его.

  1. Соединение тягового реле с передней крышкой стартера уплотнено прокладкой. Снимаем прокладку и вынимаем из передней крышки пружину и якорь тягового реле.
  1. Ключом «на 10» отворачиваем две гайки стяжных шпилек.
  1. Снимаем статор вместе с якорем со шпилек крышки.
  1. Снимаем с вала якоря центральную шестерню.
  1. Крестообразной отверткой отворачиваем два винта…

…и снимаем заднюю крышку.

  1. Снимаем щеткодержатель.
  1. Вынимаем из статора якорь.
  1. Снимаем с оси якоря регулировочную шайбу.
  1. Вынимаем опору вала якоря.
  1. Вынимаем три планетарных шестерни привода.
  1. Нажимая пальцем на шестерню привода, отверткой поддеваем опору рычага и снимаем привод в сборе с опорой вала привода и рычагом.
  1. Снимаем опору с рычага.
  1. Опираем торцевую поверхность коронной шестерни о деревянный брусок.
  1. Расположив губки рожкового ключа «на 13» на ограничительном кольце хода шестерни привода и, ударив молотком по ключу, спрессовываем ограничительное кольцо.
  1. Поддеваем отверткой запорное кольцо и снимаем его.
  1. Снимаем ограничительное кольцо хода шестерни привода.
  1. Снимаем привод в сборе.
  1. Щипцами разжимаем стопорное кольцо и снимаем его.
  1. Снимаем шайбу…

…и опору вала привода.

  1. Снимаем с вала привода коронную шестерню планетарного редуктора.
  1. Внешним осмотром проверяем состояние коллектора и обмоток якоря. Обугливание обмоток не допускается.
  2. При незначительном обгорании коллектора зачищаем его пластины мелкой абразивной шкуркой.
  3. При сильном обгорании и износе якорь следует заменить.
  4. Задиры и наволакивание материала подшипников на шейки вала якоря устраняем самой мелкой шкуркой с последующей полировкой.
  5. Омметром проверяем обмотки якоря на замыкание на корпус. Концы обмоток должны быть хорошо припаяны к ламелям. Почернение обмоток и отделение от них лаковой изоляции не допускается.
  6. При износе щеток меняем щеткодержатель в сборе.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Сборку стартера выполняем в обратной последовательности.

  1. Перед монтажом щеткодержателя на коллектор якоря снимаем пружины всех четырех щеток, для того чтобы щетки вдвинулись в направляющие.
  1. Для этого, отогнув четыре фиксатора держателя пружины…

…вынимаем пружину.

  1. После установки щеткодержателя на коллектор якоря устанавливаем пружины и загибаем фиксаторы держателей пружин.
  2. Устанавливаем заднюю крышку и крепим ее к щеткодержателю.
  1. При установке якоря в статор придерживаем длинной отверткой якорь от притягивания его постоянными магнитами статора и опускаем статор на заднюю крышку.
  1. Ограничительное кольцо хода приводной шестерни устанавливаем на стопорное кольцо при помощи раздвижных пассатижей.
  2. На шестерни планетарного редуктора наносим смазку ШРУС-4.

Выключатель зажигания типа 2110-3704005 или KZ-881 с противоугонным запорным устройством, блокировкой повторного включения стартера без предварительного выключения зажигания и с подсветкой гнезда. Если ключ вынуть из замка (он должен выниматься только в положении "0"), выдвигается запорный стержень противоугонного устройства. Если ключ из положения "0" повернуть в положение "I" (зажигание), запорный стержень утапливается, и замыкаются контакты "30" и "15" замка зажигания. При этом под напряжением оказываются цепи системы зажигания, возбуждения генератора, фар, сигнализаторов поворота, контрольных приборов, очистителей и омывателей ветрового и заднего стекол и фар, системы управления отопителем. При повороте ключа в положение "II" дополнительно замыкаются контакты "30" и "50", при этом напряжение подается на реле стартера.

Снятие выключателя зажигания

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Отсоединяем "минусовой" провод от аккумуляторной батареи.
  2. Снимаем кожухи рулевой колонки (см. Подрулевой переключатель).
  1. У болтов крепления выключателя зажигания головки срезаны. Поэтому отворачиваем их зубилом.
  1. Ослабленные болты можно вывернуть пассатижами.
  1. С рулевой колонки снимаем скобу…

…и замок зажигания.

  1. Отсоединяем электрический разъем.
  1. Для замены лампы подсветки отсоединяем разъем…

…и маленькими пассатижами вынимаем патрон с лампой.

  1. Для замены контактной группы отжимаем защелки…

…и снимаем контактную группу.

  1. Чтобы заменить микровыключатель, крестообразной отверткой отворачиваем три винта, …

…вынимаем стержень…

…и, отжав фиксатор, …

…снимаем микровыключатель.

Сборку выключателя зажигания производим в обратном порядке.


Фары

На автомобиле установлены две блок-фары производства Bosch или АО "Автосвет", объединяющие фары ближнего и дальнего света, лампы габаритного (стояночного) света и указатели поворота. Блок-фары различаются по конструкции. Фара ближнего света "Автосвет" - с плоским экраном и линзой между лампой и рассеивателем, рассеиватель блок-фары приклеен к корпусу, лампа габаритного света расположена в фаре дальнего света. Фара ближнего света Bosch - без линзы, с экраном-колпачком на лампе, лампа габаритного света – в фаре ближнего света. Указатели поворота у обеих блок-фар одинаковые, точки крепления совпадают: вверху – болтами к верхней поперечине рамки радиатора, внизу – гайкой к шпильке на кронштейне брызговика и болтом – к стойке рамки радиатора.

В фарах устанавливаются однонитиевые лампы ближнего и дальнего света. При включении ближнего света фар горят лампы ближнего света, а при включении дальнего света – все лампы (и ближнего и дальнего света).

Напряжение на лампы ближнего и дальнего света подается соответственно через реле К4 и К5 типа 904.3747-10, расположенные в монтажном блоке. Напряжение включения реле при температуре 20±5°С – не более 8 В, сопротивление обмотки – 85±8,5 Ом. Напряжение на обмотки реле подается, если полностью нажата клавиша переключателя наружного освещения (тогда выбор между ближним и дальним светом – в зависимости от положения подрулевого переключателя света фар) или – независимо от положения переключателя – если водитель оттягивает на себя подрулевой переключатель (тогда включается дальний свет фар).

Снятие и разборка блок-фары, замена ламп

Схемы подключения блок-фар с однонитиевыми лампами ближнего света

1 — блок-фары
2 — монтажный блок
3 — переключатель света фар
4 — переключатель наружного освещения
5 — выключатель зажигания

6 — комбинация приборов с контрольной лампой дальнего света фар
А — к источникам питания
К4 — реле включения ближнего света фар
К5 — реле включения дальнего света фар


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Отсоединяем "минусовой" провод от аккумулятора.
  1. Отсоединяем два электрических разъема блок-фары.
  1. Ключом "на 10" отворачиваем два болта верхнего крепления блок-фары.
  1. Снимаем решетку радиатора.
  1. Отворачиваем болт нижнего крепления.
  1. Аккуратно поддеваем отверткой декоративную накладку.
  1. Сдвигаем накладку к центру автомобиля и вынимаем ее.
  1. Головкой "на 10" отворачиваем гайку крепления блок-фары к кронштейну.
  1. Вынимаем блок-фару.
  1. Поддеваем отверткой фиксатор цилиндра гидрокорректора, поворачиваем его…

…и извлекаем из корпуса фары.

  1. Отворачиваем два винта крепления указателя поворота…

…и снимаем его.

  1. Для замены стекла фары отстегиваем шесть защелок крепления и, срезав слой герметика, снимаем стекло.
  1. Новое стекло вклеиваем на специальном герметике.
Заменить лампы блок-фары можно на автомобиле. Для наглядности эти операции проведем на демонтированной фаре.
  1. Повернув патрон указателя поворота против часовой стрелки, извлекаем его из гнезда вместе с лампой.
  1. Вдавив лампу внутрь и повернув против часовой стрелки, вынимаем ее из патрона.
  1. Поворачиваем крышку фары против часовой стрелки и снимаем ее.
  1. Отсоединяем провод от лампы ближнего света.
  1. Сдавив пружинный фиксатор, выводим его усики из пазов.
  1. Отводим фиксатор вверх и вынимаем лампу ближнего света.

Галогенные лампы нельзя брать за стеклянную колбу, чтобы не оставить жировых следов от пальцев. Если это произошло, лампу необходимо обезжирить спиртом.

  1. Для снятия ламп дальнего и габаритного света снимаем вторую крышку фары.
  1. Отсоединяем провод от лампы дальнего света.
  1. Выводим усики пружинного фиксатора из пазов.
  1. Извлекаем лампу дальнего света.
  1. Отсоединяем провод от лампы габаритного света.
  1. Вынимаем патрон с лампой.
  1. Извлекаем лампу из патрона.

Сборку и установку блок-фары проводим в обратной последовательности.

Направления световых пучков фар регулируют вращением винтов, которые поворачивают оптический элемент в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Винты регулировки пучка света в горизонтальной…

…и вертикальной плоскостях.

Гидрокорректор фар

Гидрокорректор фар служит для изменения угла наклона фар в зависимости от загрузки автомобиля. Он состоит из главного цилиндра, закрепленного на панели приборов, исполнительных цилиндров, установленных на блок-фарах, и соединительных трубок. Цилиндры и трубки заполнены специальной жидкостью с низкой температурой замерзания и не сообщаются с атмосферой.

Гидрокорректор – неразборный и ремонту не подлежит. При закисании поршней в цилиндрах, течи из цилиндров или трубок, а также если ход штоков исполнительных механизмов (в блок-фарах) отличается от величины 7±0,5 мм, замените гидрокорректор в сборе.

Снятие главного цилиндра гидрокорректора фар

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Поддев отверткой, снимаем рукоятку и накладку цилиндра гидрокорректора.
  1. Головкой "на 22" отворачиваем гайку…

…и вынимаем гидрокорректор.

Отсоединение исполнительных механизмов гидрокорректора от фар см. в разделе Снятие и разборка блок-фары, замена ламп.

Регулировка фар

Схема регулировки света фар


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Выберите ровную горизонтальную площадку в пределах базы автомобиля на расстоянии 5 м от экрана – светлой стены здания, гаража и т.п.
  2. Заправьте автомобиль, положите на штатные места инструмент и запаску, проверьте давление в шинах всех колес.
  3. В темное время суток поставьте машину на выбранной площадке перпендикулярно экрану (расстояние между фарами и экраном должно быть 5 м).
  4. Усадите на водительское сиденье помощника или положите груз 75 кг и слегка качните автомобиль сбоку для установки подвесок.
  5. Измерьте расстояние от центров фар до пола (оно должно составить около 600 мм), на этой высоте проведите горизонтальную линию на экране, а на 75 мм ниже нее – вторую.
  6. Начертите на экране вертикальную осевую линию (расстояния от нее до центров левой и правой фары должны быть равны) и линии, соответствующие центрам фар (на расстоянии 554 мм от осевой).
  7. Установите ручку гидрокорректора фар в положение минимальной загрузки. Одну из фар закройте (куском картона, фанеры и т.п.).
  8. Включите ближний свет фар.
  9. Винтами с пластмассовыми головками, расположенными на задней стенке блок-фары, отрегулируйте направление световых пучков незакрытой фары. Верхняя граница пятна (горизонталь) должна совпадать с нижней линией, а место излома пучка (точка пересечения горизонтального и наклонного участка) – с вертикальной линией центра фары.
  10. После этого откройте и отрегулируйте вторую фару, закрыв первую.

Наружное освещение, лампы стоп-сигнала и света заднего хода, освещение салона и багажника

Схема включения наружного освещения

1 — лампы габаритного света в блок-фарах
2 — монтажный блок
3 — переключатель наружного освещения
4 — выключатель зажигания
5 —- контрольная лампа наружного освещения в комбинации приборов
6 — лампы габаритного света в наружных задних фонарях
7 —- лампы стоп-сигнала во внутренних задних фонарях
8 —- фонари освещения номерного знака

9 —- выключатель освещения приборов
10 —- выключатель света заднего хода
11 — выключатель стоп-сигнала
12 —- блок бортовой системы контроля
13 —- лампы света заднего хода во внутренних задних фонарях
К1 — реле контроля исправности ламп (внутри реле показаны контактные перемычки, которые должны устанавливаться при отсутствии реле)
А — к источникам питания
В —- к лампам освещения приборов

Передние лампы габаритного света расположены в блок-фарах, задние – в наружных задних фонарях (на крыльях автомобиля). Лампы стоп-сигнала и света заднего хода – во внутренних задних фонарях на крышке багажника. (Снятие выключателя стоп-сигнала см. Снятие вакуумного усилителя и педального узла тормоза). Фонари подсветки номерного знака расположены на бампере.

Габаритный свет включен, если нажат переключатель наружного освещения. Лампы габаритного света и стоп-сигнала запитаны через реле К1 контроля исправности ламп в монтажном блоке. Если какая-либо из ламп перегорит или нарушится контакт в патроне или питающей цепи, в блоке контроля загорается соответствующий индикатор. Если реле контроля ламп нет, вместо него должны стоять перемычки, иначе лампы гореть не будут.

Лампы фонарей освещения номерного знака включаются одновременно с наружным освещением, но подключены в обход реле контроля, поэтому их исправность не диагностируется.

Лампа подсветки вещевого ящика включается при включенном зажигании выключателем под крышкой ящика.

Напряжение к выключателям ламп плафона освещения салона и индивидуального плафона водителя подается также при включении зажигания. Кроме того, лампа освещения салона загорается, если открыта одна из дверей и переключатель плафона находится в соответствующем положении. Через несколько секунд после закрывания двери яркость свечения лампы уменьшается, и она гаснет. Этим управляет блок индикации бортовой системы контроля.

Подсветка приборов включается одновременно с включением наружного освещения. Яркость ламп подсветки регулируется реостатом на панели приборов.

Лампы фонарей заднего хода загораются, если включено зажигание и замкнут выключатель заднего хода, расположенный на коробке передач.

Освещение багажника включается одновременно с лампами габаритного света.



Указатели поворота

Указатели поворота (левые или правые) включаются подрулевым переключателем.

Режим аварийной сигнализации (мигают все указатели поворота) включается при нажатии на соответствующую кнопку. Мигание ламп в этом режиме обеспечивается реле-прерывателем К3 типа 493.3747 в монтажном блоке.

При перегорании одной из ламп указателя поворота частота мигания оставшихся ламп и контрольной лампы удваивается. В нормальном режиме частота мигания должна составлять 90±30 циклов в минуту при температуре окружающего воздуха от –40 до +65°С и напряжении от 10,8 до 15 В.

Схема включения указателей поворота и аварийной сигнализаци

1 —- лампы указателей поворота в блок-фарах
2 —- монтажный блок
3 —- выключатель зажигания
4 —- выключатель аварийной сигнализации
5 —- боковые указатели поворота

6 —- лампы указателей поворота в наружных задних фонарях
7 —- переключатель указателей поворота
8 —- комбинация приборов с контрольными лампами указателей поворота и аварийной сигнализации
К3 —- реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации
А —- к источникам питания

Снятие фонаря габаритного, противотуманного света и указателя поворота

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Для замены ламп габаритного, противотуманного света и указателя поворота открываем лючок напротив фонаря в обивке багажника…

…и, сжав фиксаторы, извлекаем плату с лампами.

  1. Заменяем лампы.
  1. Отсоединяем разъем от платы.
  1. Для демонтажа фонаря отворачиваем четыре самореза обивки…

…и отгибаем ее.

  1. Головкой "на 8" отворачиваем три гайки…

…и снимаем фонарь.

Снятие бокового указателя поворота и замена лампы

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Сдвигаем боковой указатель поворота немного вперед и оттягиваем его заднюю часть.
  1. Снимаем боковой указатель поворота.
  1. Потянув, отсоединяем патрон с лампой.
  1. Сдвинув чехол, заменяем лампу.
  1. При замене патрона отсоединяем от него провода.

Снятие выключателя фонарей заднего хода

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Отсоединяем разъем.
  1. Ключом "на 21" отворачиваем выключатель фонарей заднего хода…

…и, сняв его, заменяем новым.

Операцию проводим быстро, чтобы избежать больших утечек масла из коробки передач.

Снятие фонаря стоп-сигнала и света заднего хода

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Сжав выступы, cнимаем плату фонаря.
  1. Нажав вниз и повернув против часовой стрелки, извлекаем лампу.
  1. Отсоединяем разъем проводки.
  1. Для демонтажа фонаря стоп-сигнала и освещения заднего хода отворачиваем головкой "на 8" две крайних…

…и две средних гайки крепления декоративной накладки.

  1. Снимаем накладку.
  1. Головкой "на 8" отворачиваем две гайки крепления фонаря…

…и снимаем его.

Сборку проводим в обратной последовательности.

Снятие плафона освещения заднего номерного знака

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Крестообразной отверткой отворачиваем два самореза…

…и вынимаем плафон.

  1. Сняв прозрачную верхнюю часть, …

…заменяем лампу.

  1. Для снятия плафона отсоединяем провода.

Снятие плафона освещения багажного отсека, замена лампы

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. В багажном отсеке надавливаем изнутри рукой на плафон освещения и вынимаем его из кронштейна кузова.
  1. Вынимаем лампу.
  1. Отсоединив провод, снимаем плафон.

Снятие выключателя освещения салона

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Отсоединяем "минусовой" провод от аккумулятора.
  1. Крестообразной отверткой отворачиваем саморез…

…и отводим выключатель.

  1. Отсоединив провод, снимаем выключатель освещения салона.

Снятие центрального плафона и замена лампы

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Поддеваем отверткой рассеиватель…

…и снимаем его.

  1. Вынимаем лампу.
  1. Для снятия плафона крестообразной отверткой отворачиваем четыре самореза.
  1. Отсоединяем разъем.

Снятие переднего плафона освещения салона

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Поддеваем отверткой плафон.
  1. Отсоединяем провода.
  1. Отгибаем усики патрона…

…и вынимаем его с лампой.

  1. Заменяем лампу.

Устанавливаем плафон в обратной последовательности.


Состоит из соединителя, закрепленного хомутом на кронштейне вала рулевого механизма, и двух переключателей. Левый переключатель включает указатели поворота и фары, а правый управляет работой омывателя и очистителей стекол. На соединителе подрулевого переключателя расположены подпружиненные контакты звукового сигнала.

Замыкаемые контакты подрулевого переключателя

1 – рычаг переключателя указателей поворота и света фар. Если при включенном зажигании рычаг находится в положении:
I – указатели поворота выключены; включен ближний свет фар, если переключателем наружного освещения включены под напряжение фары;
II – включены указатели левого поворота (не фиксированное положение)
III – включены указатели левого поворота (фиксированное положение)
IV – включены указатели правого поворота (не фиксированное положение)
V – включены указатели правого поворота (фиксированное положение)
VI – (на себя) включен дальний свет фар независимо от положения переключателя наружного освещения (не фиксированное положение)
VII – (от себя) включен дальний свет фар, если переключателем наружного освещения поставлены под напряжение фары (фиксированное положение)

2 – рычаг переключателя очистителей и омывателей стекол. Если рычаг находится в положении:
I – очиститель ветрового стекла выключен
II – включен прерывистый режим работы очистителя ветрового стекла (не фиксированное положение)
III – включен прерывистый режим работы очистителя ветрового стекла (фиксированное положение)
IV – включена первая скорость очистителя ветрового стекла
V – включена вторая скорость очистителя ветрового стекла
VI – (на себя, независимо от положения рычага) включен омыватель ветрового стекла (не фиксированное положение)
VII* – включен очиститель заднего стекла (фиксированное положение)
VIII* – включен дополнительно омыватель заднего стекла (не фиксированное положение)

* – для автомобилей 2111 и 2112

Снятие подрулевого переключателя

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Снимаем "минусовой" провод с аккумуляторной батареи.
  1. Крестообразной отверткой отворачиваем винты, соединяющие кожухи рулевой колонки: два около рулевого колеса…

…и два внизу.

  1. Отворачиваем саморез крепления нижнего кожуха к подрулевому переключателю…

…и два самореза, ввернутые в кронштейн рулевой колонки.

  1. Опустив рычаг регулировки рулевой колонки вниз, снимаем нижний кожух.
  1. Опустив рулевую колонку вниз, снимаем верхний кожух.
  1. Отсоединяем разъем…

…и, сжав пальцами фиксаторы (сверху и снизу), снимаем подрулевой переключатель.

  1. Также снимаем и правый подрулевой переключатель.
  1. Если необходимо снять соединитель подрулевых переключателей, то, демонтировав рулевое колесо (см. Снятие рулевой колонки), головкой "на 8" ослабляем стяжной болт…

…и, отсоединив провода звукового сигнала, снимаем соединитель.


Звуковой сигнал типа 20.3721 закреплен на усилителе панели рамки радиатора в моторном отсеке. Он включается центральной кнопкой рулевого колеса. Контактное кольцо выключателя закреплено на рулевом колесе, а подпружиненные контакты – на соединителе подрулевого переключателя.

Если звук сигнала стал слабым и хриплым, отрегулируйте его, поворачивая винт на корпусе в ту или иную сторону.

Схема включения звукового сигнала

1 —- звуковой сигнал
2 —- выключатель звукового сигнала
3 —- монтажный блок

А — колодка проводов к электродвигателю вентилятора системы охлаждения двигателя
В —- к источникам питания

Снятие звукового сигнала

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Отсоединяем "минусовой" провод от аккумулятора.
  2. Снимаем решетку радиатора.
  1. Отсоединяем разъем от сигнала.
  1. Ключом "на 13" отворачиваем гайку крепления сигнала.
  1. Снимаем сигнал.

Устанавливаем сигнал в обратной последовательности.


Нагревательный элемент стекла подключен через реле К7 типа 904.3747-10, установленное в монтажном блоке. При включении обогрева загорается оранжевая контрольная лампа. Напряжение к выключателю подается только при включенном зажигании через дополнительное реле К6 в монтажном блоке.

При выходе из строя нагревательного элемента заменяют заднее стекло.

Схема системы обогрева заднего стекла

1 —- монтажный блок
2 —- выключатель зажигания
3 —- выключатель обогрева заднего стекла
4 —- контрольная лампа включения обогрева
5 —- элемент обогрева заднего стекла

К6 —- дополнительное реле
К7 —- реле включения обогрева заднего стекла
А —- к источникам питания


Очиститель ветрового стекла

1 —- задняя втулка вала якоря
2 —- войлочное кольцо
3 —- корпус электродвигателя
4 —- постоянный магнит;
5 —- якорь
6 —- коллектор
7 —- траверса со щеткодержателями, дросселями и термобиметаллическими предохранителями
8 —- передняя втулка вала якоря

9 —- панель с помехоподавительными конденсаторами и контактами концевого выключателя
10 —- блок промежуточных шестерен
11 —- крышка
12 —- корпус редуктора
13 —- ведомая шестерня
14 —- выходной вал моторедуктора
15 —- блок промежуточных шестерен

Очиститель ветрового стекла состоит из моторедуктора, рычагов и щеток. Электродвигатель очистителя – трехщеточный, с возбуждением от постоянных магнитов, двухскоростной. Для защиты от перегрузок в нем установлен термобиметаллический предохранитель, а для снижения радиопомех – конденсаторы и дроссели.

Технические характеристики моторедуктора

Характеристика

Значение

Частота вращения вала при напряжении питания 14 В, моменте 0,15 кгс.м и температуре окружающей среды 25±10°С, мин –1 :

  • первая скорость
  • 30–40

  • вторая скорость
  • 55–70

    Потребляемый в этих условиях ток, А, не более:

  • на первой скорости
  • 3,5

  • на второй скорости
  • 5

    Очиститель имеет три режима работы, они включаются правым подрулевым переключателем. Прерывистый режим обеспечивается электронным реле К2 типа 524.3747, установленным в монтажном блоке. Это реле также включает малую скорость моторедуктора очистителя при включении омывателя ветрового стекла. Реле должно обеспечивать включение электродвигателя с частотой 14±4 цикла в минуту при частоте вращения вала моторедуктора не менее 20 мин -1 , температуре 20±5°С и напряжении питания 14±0,2 В.

    При работе очистителя на малой скорости в постоянном режиме напряжение питания подводится к диаметрально противоположным щеткам. При работе очистителя на максимальной скорости "+" питания подводится к щетке, расположенной сбоку.

    Для разгрузки контактов выключателя зажигания очиститель подключен через дополнительное реле К6 в монтажном блоке.

    Неисправный моторедуктор рекомендуется заменять новым (возможна зачистка коллектора, контактов концевого выключателя и замена шестерен). Погнутые рычаги выправляют. При износе шарниров – их заменяют.

    Схема включения омывателя и очистителя ветрового стекла

    1 —- электродвигатель очистителя ветрового стекла
    2 —- электродвигатель омывателя ветрового стекла
    3 —- переключатель очистителя и омывателя ветрового стекла
    4 —- монтажный блок
    5 —- выключатель зажигания

    К2 —- реле очистителя ветрового стекла
    К6 —- дополнительное реле
    А —- условная нумерация штекеров в колодке электродвигателя очистителя
    В —- к источникам питания

    Омыватель ветрового стекла состоит из полиэтиленового бачка с электрическим насосом, установленного слева в моторном отсеке, форсунок омывателя, расположенных на капоте, и гибких соединительных шлангов.

    Омыватель включается правым подрулевым переключателем, при этом питание подается на электродвигатель насоса и реле очистителя ветрового стекла, которое включает очиститель на малую скорость работы, если он был выключен или работал в прерывистом режиме.

    При неисправности насоса его заменяют. Засорившиеся форсунки можно продуть в обратном направлении или прочистить леской.

    Снятие и разборка очистителя ветрового стекла

     ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

    1. Отключаем "минусовой" провод от аккумулятора.
    2. Снимаем облицовку и накладку ветрового окна (см. Снятие облицовки и накладки ветрового окна).
    3. Снимаем расширительный бачок (см. Снятие расширительного бачка).
    1. Отсоединяем разъем моторедуктора очистителя.
    1. Ключом "на 10" отворачиваем гайку левого…

    …и правого крепления очистителя к кузову, …

    …а также один болт крепления кронштейна моторедуктора.

    1. Снимаем очиститель со шпилек и извлекаем его из коробки воздухопритока.
    1. Ключом "на 13" отворачиваем гайку крепления кривошипа.
    1. Ключом "на 10" отворачиваем три болта крепления моторедуктора к кронштейну…

    …и снимаем его.

    1. Крестообразной отверткой отворачиваем два винта крепления защитного колпака.
    1. Снимаем колпак.
    1. Отвернув крестообразной отверткой четыре винта крепления крышки моторедуктора, …

    …снимаем ее.

    При необходимости заменяем шестерни моторедуктора, зачищаем контакты концевого выключателя. Сборку проводим в обратной последовательности.

    Снятие датчика уровня, электродвигателя и бачка стеклоомывателя

     ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

    1. Отсоединяем "минусовой" провод от аккумулятора.
    1. Отсоединяем разъем датчика уровня жидкости в бачке стеклоомывателя.
    1. Отворачиваем против часовой стрелки и вынимаем датчик уровня жидкости.
    1. Для снятия бачка стеклоомывателя ключом "на 10" отворачиваем гайку заднего…

    …и болт переднего крепления бачка к кузову.

    1. Приподняв бачок, отсоединяем провода…

    …и шланг подачи жидкости от электродвигателя.

    1. Поддев отверткой электродвигатель, …

    …отделяем его от бачка.


    Электродвигатель – постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, типа МЭ-272.

    Технические характеристики электродвигателя

    Характеристика

    Значение

    Номинальная частота вращения вала с крыльчаткой, мин –1

    2500–2800

    Потребляемый при этом ток, А, не более

    15,3

    На двигателе 2110 электродвигатель включается датчиком, ввернутым в бачок радиатора. Температура замыкания контактов датчика 99±2°С, а размыкания 94±2°С. Контакты датчика рассчитаны на большой ток, поэтому реле электровентилятора – в отличие от прежних моделей ВАЗа – здесь не применяется.

    На двигателях 2111 и 2112 электродвигатель включается контроллером системы впрыска через реле. В этом случае датчик в радиатор не устанавливается.

    Электродвигатель не нуждается в обслуживании, а при выходе из строя должен заменяться новым.

    Схема включения электродвигателя системы охлаждения двигателя ВАЗ-2110

    1 – электродвигатель вентилятора
    2 – датчик включения электродвигателя
    3 – монтажный блок

    А – к источникам питания

    Снятие электровентилятора см. в разделе Система охлаждения.


    Комбинация приборов объединяет контрольные приборы: спидометр (со счетчиком суточного и общего пробега), тахометр, указатели температуры охлаждающей жидкости, уровня топлива и контрольные лампы. Контрольные лампы со светофильтром красного цвета запрещают дальнейшее движение.

    На части автомобилей может устанавливаться электронная комбинация приборов. Она отличается лишь системой управления и принципом действия приборов (стрелки спидометра и тахометра приводятся шаговыми электродвигателями, при отключении аккумулятора обнуляется суточный пробег автомобиля и т.п.). В электронной комбинации приборов допускается лишь замена ламп, при прочих неисправностях комбинацию приборов заменяют целиком.

    Схема соединений контрольных приборов (вид с обратной стороны)

    1 – контрольная лампа резерва топлива
    2 – лампы освещения комбинации приборов
    3 – контрольная лампа правого поворота
    4 – контрольная лампа левого поворота
    5 – указатель температуры охлаждающей жидкости
    6 – контрольная лампа наружного освещения
    7 – контрольная лампа давления масла
    8 – контрольная лампа стояночного тормоза

    9 – контрольная лампа заряда батареи
    10 – тахометр
    11 – контрольная лампа "Check engine"
    12 – спидометр
    13 – контрольная лампа уровня тормозной жидкости
    14 – контрольная лампа аварийной сигнализации
    15 – контрольная лампа дальнего света фар
    16 – указатель уровня топлива

    Проверка контрольных приборов и их датчиков

    Указатель температуры охлаждающей жидкости работает совместно с датчиком, ввернутым в головку цилиндров. В датчике установлен терморезистор (резистор, изменяющий свое сопротивление в зависимости от температуры).

    Данные для проверки датчика указателя температуры охлаждающей жидкости

    Температура, °С

    Сопротивление датчика, Ом

    30

    1350–1880

    50

    585–820

    70

    280–390

    90

    155–196

    110

    87–109

    Данные для проверки указателя температуры охлаждающей жидкости

    Положение стрелки указателя (при напряжении в бортовой сети 13–14 В)

    Сопротивление датчика температуры, Ом

    В начале шкалы

    640–1320

    В начале красной зоны

    77–89

    В конце красной зоны

    40–50

    Если стрелка указателя постоянно находится в начале шкалы, при включенном зажигании отсоедините провод от датчика и соедините его с "массой".

    Если стрелка отклонится, неисправен датчик. Если стрелка не отклонилась, снимите комбинацию приборов, не отсоединяя от нее провода, включите зажигание и соедините с "массой" левый вывод указателя температуры, соединенный со штекером 5 белой колодки комбинации приборов. Отклонение стрелки укажет на неисправность цепи "датчик-указатель". Если стрелка не отклонилась, неисправен указатель или его цепь питания.

    Если стрелка указателя постоянно находится в красной зоне, при включенном зажигании отсоедините провод от датчика. Если стрелка отклонилась к началу шкалы – неисправен датчик, если нет – провод замыкает на "массу" или не работает указатель. Исправность последнего можно проверить, отсоединив белую колодку комбинации приборов от жгута проводов и соединив ее штекер 1 с "массой", а штекер 10 с "+" аккумуляторной батареи. При этом у исправного указателя (при включенном зажигании) стрелка должна быть в начале шкалы.

    Указатель уровня топлива работает совместно с датчиком, установленным в топливном баке. Датчик представляет собой реостат с резистором из нихромовой проволоки. Подвижный контакт реостата перемещается рычагом с поплавком. На конце рычага имеется дополнительный контакт, замыкающий цепь контрольной лампы резерва топлива, когда в баке остается 4,0-6,5 л бензина.

    Данные для проверки датчика указателя уровня топлива Количество топлива Сопротивление в баке датчика, Ом пустой бак 315–345 половина бака 108–128 полный бак не более 7

    Данные для проверки указателя уровня топлива: Положение стрелки Сопротивление указателя датчика, (при напряжении Ом в бортовой сети 13–14 В) в начале шкалы 285–335 в середине шкалы 100–135 в конце шкалы 7–25

    Если стрелка указателя постоянно находится в начале шкалы, при включенном зажигании отсоедините розовый провод от датчика и соедините его с "массой". Если стрелка отклонится, неисправен датчик или цепь, соединяющая его с "массой". Если стрелка не отклонилась, снимите комбинацию приборов, не отсоединяя от нее провода, включите зажигание и соедините с "массой" правый вывод указателя, соединенный со штекером 10 красной колодки комбинации приборов. Отклонение стрелки укажет на неисправность цепи "датчик-указатель". Если стрелка не отклонилась, неисправен указатель или его цепь питания.

    Если стрелка указателя постоянно показывает полный бак, при включенном зажигании отсоедините провод от датчика. Если стрелка отклонилась к началу шкалы – неисправен датчик, если нет – провод замыкает на "массу" или не работает указатель. Исправность последнего можно проверить, отсоединив красную колодку проводов комбинации приборов. При этом у исправного указателя стрелка (при включенном зажигании) должна быть у отметки "0".

    Тахометр и спидометр проверяются на специальных стендах. Как правило, нарушения в их работе связаны с окислением контактов в питающей и контрольной цепях. Спидометр работает совместно с электронным датчиком скорости автомобиля, установленным на коробке передач. Принцип его действия основан на эффекте Холла. Датчик выдает прямоугольные импульсы напряжения (нижний уровень – не более 1 В, верхний – не менее 5 В) с частотой, пропорциональной скорости вращения ведущих колес. 6 импульсов датчика соответствуют 1 м пути автомобиля.

    При выходе из строя контрольных приборов или датчиков их заменяют.

    Блок индикации бортовой системы контроля

    Блок индикации установлен в консоли панели приборов и выдает звуковую и световую сигнализацию об открытых дверях автомобиля, непристегнутых ремнях безопасности, неисправности ламп наружного освещения или их цепей, износе передних тормозных колодок, недостаточном уровне: масла в двигателе, охлаждающей жидкости, омывающей жидкости. Блок также включает и выключает (с задержкой) освещение салона при открывании любой двери. Блок выключен, когда в замке зажигания нет ключа. Как только ключ вставлен (но еще не повернут), блок реагирует на открывание водительской двери прерывистым звуковым сигналом (зуммером) в течение 8±2 с, что означает "забытый ключ в замке зажигания". Сигнал отключается, если закрыть дверь, или вынуть ключ, или повернуть его из положения "0".

    После поворота ключа в положение "Зажигание" блок переходит в режим тестирования. При этом включаются все световые индикаторы и зуммер, чтобы водитель мог убедиться в их исправности. Одновременно принимаются сигналы от датчиков уровней (охлаждающей, омывающей жидкости и масла в двигателе).

    Если какой-либо датчик показывает недостаточный уровень, по окончании тестирования начинает мигать соответствующий индикатор и звучит зуммер в течение 8±2 с. После этого индикатор горит постоянно до поворота ключа зажигания в положение "0".

    После запуска двигателя опрос датчиков уровней не производится. Обрабатываются только сигналы от датчика износа тормозных колодок, реле контроля исправности ламп (стояночных огней и стоп-сигнала) и концевых выключателей дверей. При возникновении неисправности "Износ тормозных колодок", "Перегорание лампы" или "Незакрытая дверь" звучит зуммер и мигает соответствующий световой индикатор. Через 8±2 с он загорается ровным светом и зуммер выключается. После закрывания двери индикатор гаснет, при других неисправностях – продолжает гореть до поворота ключа в положение "0".

    Датчик уровня охлаждающей (и омывающей) жидкости состоит из пластмассовой, запаянной снизу трубки с герконом внутри и поплавка с магнитом, надетого на трубку. Датчик уровня масла – с латунной трубкой. Как только геркон попадает в магнитное поле, его контакты замыкаются. Датчики уровня охлаждающей и омывающей жидкостей имеют двухконтактную колодку, датчик уровня масла – одноконтактную (второй контакт – "масса" автомобиля).

    Датчик износа тормозных колодок устанавливается в специальное отверстие в колодке переднего тормоза и соединяется с проводкой автомобиля одноклеммным разъемом. Датчики продаются в комплекте с колодками, при их замене датчик устанавливают на внутреннюю колодку.

    Маршрутный компьютер

    На части автомобилей вместо часов на панели приборов может устанавливаться маршрутный компьютер, показывающий время с начала поездки, расход топлива, среднюю скорость движения, ориентировочный пробег на остатке топлива, температуру воздуха снаружи автомобиля. Кроме того, он может выполнять функции часов с будильником.

    Снятие комбинации приборов

     ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

    1. Отсоединяем от аккумулятора "минусовой" провод.
    1. Крестообразной отверткой отворачиваем два нижних самореза крепления накладки панели приборов…

    …и два верхних самореза.

    1. Вынимаем переключатель наружного освещения и отсоединяем от него разъем.
    1. Отводим накладку вправо…

    …и отсоединяем разъемы выключателей заднего противотуманного света и обогрева заднего стекла.

    1. Крестообразной отверткой отворачиваем два винта крепления комбинации приборов к панели.
    1. Пассатижами отгибаем крепежные усики комбинации приборов.
    1. Выводим комбинацию приборов на себя…
    1. …и отсоединяем две колодки проводов.

    Устанавливаем комбинацию приборов в обратной последовательности.

    Снятие часов и блока индикации бортовой системы контроля

     ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

    1. Отсоединяем "минусовую" клемму от аккумулятора.
    1. Поддеваем отверткой часы и, отсоединив разъем, снимаем их.
    1. Снимаем блок индикации бортовой системы контроля…

    …и отсоединяем разъем.


    Замена лампы в противотуманной фаре, снятие противотуманной фары

     ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

    1. Отсоединяем клемму "минусового" провода от вывода аккумуляторной батареи. Для замены лампы снимать противотуманную фару не требуется.
    1. Снимаем с пояска на тыльной стороне отражателя резиновый защитный колпачок.
    1. Снимаем с вывода отражателя наконечник "минусового" провода.
    1. Сжимаем пальцами пружинную скобу крепления лампы и отводим скобу.
    1. Выводим лампу из отверстия в отражателе.
    1. Отсоединяем от провода лампы наконечник "плюсового" провода.
    1. Устанавливаем лампу в противотуманную фару в обратной последовательности.

    Не прикасайтесь к колбе лампы пальцами, особенно загрязненными. Если коснулись, протрите колбу спиртом.

    1. Для снятия (замены) противотуманной фары отсоединяем колодку ее проводов от жгута.
    1. Крестообразной отверткой отворачиваем два самореза крепления облицовки противотуманной фары к кузову…

    …и снимаем облицовку.

    1. Снимаем противотуманную фару.

    Устанавливаем противотуманную фару в обратной последовательности.


    Очистители фар устанавливаются на автомобили в вариантном исполнении. Комплект состоит из двух моторедукторов с рычагами и щетками – разных для левой и правой фары. Щетки останавливаются в нижнем положении. Моторедукторы защищены от перегрузки встроенными термобиметаллическими предохранителями.

    Технические характеристики

    Характеристика

    Значение

    Число двойных ходов вала моторедуктора при моменте 0,05 кгс•м, напряжении питания 14 В и температуре окружающей среды 25±10°С, мин –1

    40–60

    Потребляемый в этих условиях ток, А, не более

    1,5

    Очистители включаются одновременно с омывателем фар отдельным выключателем с подсветкой, если переключателем наружного освещения включены фары. При этом напряжение подается к обмотке вспомогательного реле типа 904.3747, установленного сбоку монтажного блока, которое включает очистители и омыватели фар. По характеристикам оно не отличается от реле 904.3747-10, описанного в разделе Освещение и световая сигнализация.

    Схема включения очистителей фар

    1 – моторедукторы очистителей фар
    2 – электродвигатель омывателя фар
    3 – выключатель очистителей и омывателя фар
    4 – переключатель наружного освещения
    5 – монтажный блок
    6 – выключатель зажигания
    7 – реле включения очистителей и омывателя фар

    А – к выключателю освещения приборов
    В – к источникам питания
    С – условная нумерация штекеров в колодках очистителей фар

    Моторедуктор очистителя фар – неразборный, при выходе из строя его заменяют.


    Электростеклоподъемники служат для поднятия и опускания стекол дверей и устанавливаются на часть автомобилей. У этих автомобилей вместо ручки стеклоподъемника в обивке дверей – заглушка, а на облицовке тоннеля пола имеются соответствующие переключатели с подсветкой.

    В механизме стеклоподъемника вместо зубчатого редуктора установлен лишь барабан, в отверстие которого вставлен выходной вал моторедуктора.

    Моторедуктор состоит из червячного редуктора и электродвигателя постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов. Направление вращения вала зависит от направления тока в обмотке якоря. Для защиты от перегрузок служит встроенный термобиметаллический предохранитель. Неисправный моторедуктор заменяют.

    Напряжение к переключателям подается только при включенном зажигании через реле типа 904.3747-10, расположенное сзади монтажного блока.

    Схема включения электростеклоподъемников дверей

    1 – монтажный блок
    2 – выключатель зажигания
    3 – переключатель электростеклоподъемника правой передней двери
    4 – переключатель электростеклоподъемника правой задней двери
    5 – моторедуктор электростеклоподъемника правой передней двери
    6 – моторедуктор электростеклоподъемника правой задней двери
    7 – моторедуктор электростеклоподъемника левой задней двери

    8 – моторедуктор электростеклоподъемника левой передней двери
    9 – переключатель электростеклоподъемника левой задней двери
    10 – переключатель электростеклоподъемника левой передней двери
    11 – реле включения электростеклоподъемников
    А – к источникам питания
    В – к выключателю освещения приборов
    С – условная нумерация штекеров в колодках электростеклоподъемников


    Эта система устанавливается на часть выпускаемых автомобилей и служит для одновременной блокировки замков всех дверей при запирании ключом левой передней двери или при нажатии на ее кнопку блокировки. При отпирании ключом этой двери или поднятии кнопки все замки разблокируются. Можно разблокировать замок любой двери и отдельно, подняв его кнопку блокировки. При ударе автомобиля о препятствие все замки автоматически разблокируются благодаря инерционному датчику в блоке управления.

    Тяги блокировки замков приводятся в действие моторедукторами, объединяющими электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов и редуктор. Неисправные блок управления и моторедукторы заменяют.

    Схема системы блокировки замков дверей

    1 – монтажный блок
    2 – предохранитель на 8 А
    3 – блок управления
    4 – моторедуктор блокировки замка правой передней двери
    5 – моторедуктор блокировки замка правой задней двери
    6 – моторедуктор блокировки замка левой задней двери
    7 – моторедуктор блокировки замка левой передней двери с контактной группой

    А – к источникам питания
    В – условная нумерация штекеров в колодке блока управления
    С – условная нумерация штекеров в колодках моторедукторов блокировки замков


    Часть выпускаемых автомобилей комплектуется электроприводом замка багажника, аналогичным приводам замков задних дверей.

    При нажатии на выключатель, расположенный слева на панели приборов, напряжение подается на моторедуктор, установленный на крышке багажника (двери задка).

    Моторедуктор через тягу поворачивает рычаг блокировки замка, отпирая его. Неисправный моторедуктор заменяют.

    Схема включения замка багажника

    1 – монтажный блок
    2 – выключатель замка багажника
    3 – моторедуктор замка багажника

    А – к источникам питания
    В – условная нумерация штекеров в колодке моторедуктора


    Внимание! Настоятельно рекомендуем вам зарегистрироваться.