Приветствую Вас, Гость
Книга 2110
Навигация


Категории


Поиск


Реклама


Реклама


Наша кнопка
88x31


Статистика
Яндекс.Метрика


Партнёры





 
16.08.2016, 23:34
Главная » FAQ » 5. Система охлаждения


Система охлаждения двигателя ВАЗ-2110 (с карбюратором)

1 – радиатор отопителя
2 – пароотводящий шланг радиатора отопителя
3 – шланг отводящий
4 – шланг подводящий
5 – датчик температуры охлаждающей жидкости (в головке блока)
6 – шланг подводящей трубы насоса
7 – термостат
8 – заправочный шланг
9 – пробка расширительного бачка
10 – датчик указателя уровня охлаждающей жидкости
11 – расширительный бачок
12 – выпускной патрубок
13 – жидкостная камера пускового устройства карбюратора
14 – отводящий шланг радиатора

15 – подводящий шланг радиатора
16 – пароотводящий шланг радиатора
17 – левый бачок радиатора
18 – датчик включения электровентилятора
19 – электродвигатель вентилятора
20 – крыльчатка электровентилятора
21 – правый бачок радиатора
22 – сливная пробка
23 – кожух электровентилятора
24 – зубчатый ремень привода механизма газораспределения
25 – крыльчатка насоса охлаждающей жидкости
26 – подводящая труба насоса охлаждающей жидкости
27 – подводящий шланг к жидкостной камере пускового устройства карбюратора
28 – отводящий шланг

Система охлаждения двигателя ВАЗ-2111 (с системой впрыска топлива)


1–26 – см. выше
27 – шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному патрубку
28 – шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка

29 – датчик температуры охлаждающей жидкости в выпускном патрубке
30 – трубки радиатора
31 – сердцевина радиатора

Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка. Выпускной клапан поддерживает повышенное (по сравнению с атмосферным) давление в системе на горячем двигателе (за счет этого температура кипения жидкости становится выше, уменьшаются паровые потери). Он открывается при давлении 1,1-1,5 кгс/см2. Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного на 0,03-0,13 кгс/см2 (на остывающем двигателе).

Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора. Последний включается датчиком, ввернутым в левый бачок радиатора (на двигателе ВАЗ-2110) или через реле по сигналу электронного блока управления двигателем (на двигателях ВАЗ-2111, -2112). Контакты датчика замыкаются при температуре 99±2°С, а размыкаются при температуре 94±2°С.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку блока цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры на приборной панели. В выпускном патрубке впрыскных двигателей (ВАЗ-2111, -2112) установлен дополнительный датчик температуры, выдающий информацию для электронного блока управления двигателем.

Насос охлаждающей жидкости – лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала зубчатым ремнем привода газораспределительного механизма. Корпус насоса – алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике с "пожизненным" запасом пластичной смазки. Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессован зубчатый шкив, на задний – крыльчатка. К торцу крыльчатки прижато упорное кольцо из графитосодержащей композиции, под которым находится сальник. При выходе насоса из строя рекомендуется заменять его в сборе.

Перераспределением потоков жидкости управляет термостат. На холодном двигателе перепускной клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор. На двигателе ВАЗ-2110 малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева карбюратора и жидкостную камеру полуавтоматического пускового устройства. На двигателях ВАЗ-2111, -2112 жидкость, кроме отопителя, подается к блоку подогрева дроссельного узла (подогрев впускного коллектора не предусмотрен).

При температуре 87±2°С перепускной клапан термостата начинает перемещаться, открывая основной патрубок; при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор. При температуре около 102°С патрубок полностью открывается, и вся жидкость циркулирует по большому кругу. Ход основного клапана должен составлять не менее 8 мм.

Термостат двигателя ВАЗ-2112 имеет повышенное сопротивление байпасного клапана (дроссельное отверстие), за счет чего увеличивается поток жидкости через радиатор отопителя.

Охлаждающая жидкость заливается в систему через расширительный бачок. Он изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости. Бортовая система контроля также сообщает о падении уровня жидкости, для этого в крышке бачка предусмотрен датчик. С бачком также соединены две пароотводные трубки: одна – от радиатора отопителя, другая – от радиатора охлаждения двигателя.

Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый – с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароотводной трубки.

Не рекомендуется использование воды в системе охлаждения: горячая вода вызывает интенсивную коррозию алюминиевых деталей.


Работу проводим на холодном двигателе.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Сливаем охлаждающую жидкость, предварительно отвернув пробку расширительного бачка.
  1. Отворачиваем пробку, расположенную в нижнем правом углу радиатора, и сливаем жидкость в подставленную емкость.
  1. Ключом "на 13" отворачиваем пробку на передней стороне блока цилиндров.
  1. На двигателях ВАЗ-2110, -2112 пробка на блоке цилиндров легкодоступна, а для доступа к ней на двигателе ВАЗ-2111 снимаем модуль зажигания (см. Снятие модуля зажигания двигателя ВАЗ-2111).
  2. По окончании заворачиваем пробки.
  3. Новую охлаждающую жидкость заливаем через расширительный бачок.
  4. Запускаем двигатель, доливаем жидкость.
  5. Прогреваем двигатель с закрытой пробкой расширительного бачка.
  6. После остывания проверяем уровень охлаждающей жидкости. При необходимости – доливаем.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Сливаем охлаждающую жидкость.
  1. Снимаем с датчика провод (для наглядности верхний шланг радиатора снят).
  1. Ключом "на 21" отворачиваем датчик температуры…

…и снимаем его.


При проверке термостата на автомобиле после пуска холодного двигателя отводящий (нижний) шланг радиатора некоторое время должен оставаться холодным, а затем быстро нагреваться, указывая на начало циркуляции охлаждающей жидкости по большому кругу. Для демонтажа термостата сливаем охлаждающую жидкость (см. Замена охлаждающей жидкости). Снятие термостата показываем на примере двигателя ВАЗ-2111.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Ослабляем хомуты отводящего шланга радиатора,…

…подводящего шланга трубы насоса и шланга, соединяющего термостат с выпускным патрубком.

  1. Снимаем термостат.
  1. Для проверки термостата опускаем его в сосуд с охлаждающей жидкостью, подогреваем сосуд и контролируем по термометру начало открытия основного клапана.

Устанавливаем термостат в обратной последовательности.


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Сливаем охлаждающую жидкость (см. Замена охлаждающей жидкости).
  1. Отсоединяем разъем датчика уровня охлаждающей жидкости.
  1. Ослабляем хомуты, снимаем пароотводящий шланг радиатора…

…и пароотводящий шланг радиатора отопителя.

  1. Ослабляем хомут заправочного шланга и снимаем шланг.
  1. Отстегнув резиновый ремень крепления, снимаем расширительный бачок.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Отсоединяем разъем электровентилятора.
  1. Головкой "на 10" отворачиваем два болта левого крепления электровентилятора,…

…две гайки сверху…

…и одну снизу.

  1. Вынимаем электровентилятор в сборе с кожухом.
  1. Ключом "на 10" отворачиваем три гайки крепления электродвигателя к кожуху.
  1. Снимаем электродвигатель.
  1. Головкой "на 13" отворачиваем гайку…

…и снимаем крыльчатку.

  1. На новый электродвигатель надеваем крыльчатку, обеспечив попадание штифта вала в паз крыльчатки.

Дальнейшую сборку ведем в обратной последовательности.


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. На холодном двигателе сливаем охлаждающую жидкость (см. Замена охлаждающей жидкости).
  2. Снимаем электровентилятор (см. Снятие электровентилятора).
  3. Ослабляем хомуты и снимаем пароотводящий и подводящий шланги радиатора.
  1. Ослабляем хомут и снимаем отводящий шланг радиатора.
  1. Наклонив радиатор к двигателю, снимаем его.
  1. Внизу радиатор опирается на две резиновые подушки, которые при сборке должны войти в отверстия поперечины.

Сборку проводим в обратном порядке.


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Сливаем охлаждающую жидкость (см. Замена охлаждающей жидкости).
  2. Снимаем зубчатый шкив распределительного вала (см. Замена сальника распределительного вала двигателей ВАЗ-2110, -2111).
  3. Снимаем натяжной ролик ремня привода ГРМ (см. Замена ремня привода газораспределительного механизма (ГРМ) на двигателях ВАЗ-2110, -2111).
  1. Головкой "на 10" отворачиваем гайку…

…и болт крепления задней крышки ремня ГРМ.

  1. Головкой "на 10" отворачиваем три болта крепления насоса охлаждающей жидкости.
  1. Снимаем заднюю крышку.
  1. Вынимаем насос охлаждающей жидкости…

…и снимаем прокладку.

  1. Перед установкой насоса очищаем от остатков старой прокладки прилегающие плоскости насоса и блока цилиндров.
  2. Устанавливаем новую прокладку.
  3. Hасос устанавливается только в одном положении.

Сборку проводим в обратной последовательности.


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. На холодном двигателе сливаем охлаждающую жидкость (см. Замена охлаждающей жидкости).
  2. Снимаем ремень ГРМ, натяжной и опорные ролики ремня (см. Замена ремня привода ГРМ на двигателе ВАЗ-2112).
  3. Снимаем зубчатые шкивы привода распределительных валов (см. Замена сальников распределительных валов двигателя ВАЗ-2112).
  1. Ключом "на 10" отворачиваем шесть болтов крепления задней крышки привода ГРМ…

…и снимаем ее.

  1. Ключом "на 10" отворачиваем три болта крепления насоса охлаждающей жидкости к блоку цилиндров.
  1. Вынимаем насос охлаждающей жидкости.
  2. Стык корпуса насоса с блоком уплотняется прокладкой, которую при сборке заменяем новой.
  3. Прокладка и насос устанавливаются только в одном положении.

Работу выполняем на холодном двигателе.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Частично сливаем охлаждающую жидкость.
  2. Отсоединяем "минусовой" провод аккумулятора.
  1. Отсоединяем разъем датчика включения электровентилятора.
  1. Ключом «на 30» отворачиваем датчик.
  1. Устанавливаем датчик в обратной последовательности.
  2. Доливаем охлаждающую жидкость.
  3. Для проверки датчика подсоединяем к его контактам тестер и опускаем датчик (его резьбовую часть) в сосуд с охлаждающей жидкостью, рекомендованной к применению.
  4. Подогреваем сосуд, контролируя температуру замыкания и размыкания контактов датчика по термометру.

Внимание! Настоятельно рекомендуем вам зарегистрироваться.