Приветствую Вас, Гость
Книга 2110
Навигация


Категории


Поиск


Реклама


Реклама


Наша кнопка
88x31


Статистика
Яндекс.Метрика


Партнёры





 
16.08.2016, 23:34
Главная » FAQ » 6. Двигатель ВАЗ-2110


Система питания карбюраторного двигателя


1 – заборник холодного воздуха
2 – воздухопровод
3 – терморегулятор
4 – заборник подогретого воздуха
5 – шланг слива топлива от карбюратора
6 – воздушный фильтр в сборе
7 – карбюратор
8 – обратный клапан
9 – топливный насос
10 – шланг подвода топлива к топливному насосу
11 – фильтр тонкой очистки топлива

12 – трубка слива топлива
13 – трубка подвода топлива от бака
14 – топливный бак
15 – фланец датчика уровня топлива и трубки забора топлива
16 – шланг наливной трубы
17 – наливная труба
18 – шланг сепаратора
19 – пробка топливного бака
20 – сепаратор
21 – вентиляционный шланг сепаратора

Запас топлива находится в баке, расположенном под днищем в районе задних сидений. Бак – стальной, состоит из двух сваренных между собой штампованных половин. Через дренажные трубки он связан с неразборным сепаратором, улавливающим пары бензина. Последний сообщается с атмосферой через двойной обратный клапан, препятствующий чрезмерному повышению или понижению давления в топливном баке. Заливная горловина соединена с баком резиновым бензостойким шлангом, закрепленным хомутами. Пробка герметична.

Через топливозаборник с сетчатым фильтром бензин из бака подается по стальным топливопроводам и резиновым бензостойким шлангам к фильтру тонкой очистки топлива, топливному насосу и далее – к карбюратору. Бензин засасывается из бака за счет разрежения, создаваемого бензонасосом.

Фильтр тонкой очистки – с бумажным фильтрующим элементом в пластмассовом корпусе, неразборной конструкции. На корпусе фильтра нанесена стрелка, которая должна совпадать с направлением движения топлива.

Топливный насос – диафрагменного типа, с механическим приводом от эксцентрика распределительного вала, с рычагом ручной подкачки. Он состоит из нижнего корпуса с рычагами привода, верхнего корпуса с клапанами и патрубками, диафрагменного узла и крышки. Диафрагменный узел устанавливается между верхним и нижним корпусами. Сверху устанавливаются две диафрагмы (рабочие), снизу – одна (предохранительная): она предотвращает попадание бензина в картер двигателя при разрыве рабочих диафрагм. В этом случае просочившийся бензин отводится через отверстия в наружной дистанционной прокладке, находящейся между предохранительной и рабочими диафрагмами.

Диафрагмы вместе с внутренней прокладкой и тарелками (с наружной стороны) собираются на штоке и крепятся гайкой. Шток Т-образным хвостовиком вставляется в полость балансира. Между диафрагменным узлом и нижним корпусом установлена пружина. Верхний корпус закрыт крышкой, закрепленной болтом. Под ней находится сетчатый топливный фильтр.

Насос крепится к двигателю на двух шпильках через теплоизоляционную проставку, уплотненную с двух сторон картонными прокладками. Прокладки выпускаются толщиной 0,30, 0,75 и 1,25 мм. Между теплоизоляционной проставкой и двигателем устанавливают прокладку 0,30 мм, а на внешнюю сторону проставки (обращенную к бензонасосу) - прокладку 0,75 мм и проверяют минимальное выступание толкателя из проставки, которое должно составлять 0,8-1,3 мм. Для этого медленно проворачивают коленчатый вал двигателя, нажимая на толкатель пальцем и периодически контролируя его выступание над плоскостью прокладки. Если минимальное выступание меньше указанного, внешнюю прокладку заменяют более тонкой, если больше – более толстой.

Часть бензина, подаваемого к карбюратору, сливается обратно в бак через систему трубопроводов и шлангов – это улучшает охлаждение бензонасоса и предотвращает образование паровых пробок в системе питания. В сливную магистраль врезан обратный клапан, пропускающий топливо только в одном направлении – от карбюратора к баку.

В корпус воздушного фильтра может поступать холодный воздух через заборник возле радиатора или горячий - от заборника, установленного на выпускном коллекторе. Переключает потоки заслонка, управляемая терморегулятором. Встроенный термосиловой элемент открывает заслонку подачи горячего воздуха при температуре поступающего воздуха ниже 25°С и полностью перекрывает ее, если воздух нагрет выше 35°С. Таким образом, температура поступающего воздуха автоматически поддерживается в пределах 25-35°С.

Воздушный фильтр – сухой, со сменным бумажным фильтрующим элементом, крепится на шпильках карбюратора через резиновую прокладку и фиксируется четырьмя самоконтрящимися гайками через металлическую пластину.


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Ослабляем хомуты на бензошлангах.
  1. Снимаем топливный фильтр.
  1. Новый фильтр устанавливаем так, чтобы стрелка на корпусе указывала на топливный насос.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Ключом "на 10" отворачиваем гайку крепления крышки фильтра...

...и отстегиваем четыре защелки.

  1. Снимаем крышку фильтра.
  1. Вынимаем сменный элемент воздушного фильтра.
  1. Очистив полость корпуса, устанавливаем новый элемент.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Для очистки или замены сетчатого фильтра насоса на автомобиле ключом "на 10" отворачиваем болт крепления крышки.
  1. Снимаем крышку насоса…

…и вынимаем фильтр.

  1. Для снятия топливного насоса крестообразной отверткой ослабляем хомуты крепления всасывающего и нагнетательного шлангов…

…и снимаем шланги с патрубков.

  1. Ключом "на 13" отворачиваем две гайки крепления насоса к корпусу вспомогательных агрегатов.
  1. Cнимаем насос со шпилек.
  1. Cнимаем уплотнительную прокладку.
  1. Вынимаем теплоизоляционную проставку с толкателем.
  1. Извлекаем толкатель.
  1. Cнимаем еще одну уплотнительную прокладку.
  1. Крестообразной отверткой отворачиваем шесть винтов, соединяющих верхний и нижний корпуса насоса.
  1. Разделяем корпуса.
  1. Вдавив и повернув на 90° диафрагменный узел, вынимаем его.
  1. Ключом "на 8" отворачиваем гайку крепления штока.
  1. Снимаем верхнюю тарелку.
  1. Вынимаем две рабочие диафрагмы.
  1. Снимаем дистанционные прокладки.
  1. Снимаем предохранительную прокладку.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Сборку насоса проводим в обратной последовательности.

  1. При установке диафрагм совмещаем их отверстия с отверстиями нижнего корпуса насоса.
  1. На верхней части корпуса насоса нанесена стрелка, указывающая направление потока топлива.
  1. Перед установкой насоса измеряем минимальную величину выступания толкателя (при проворачивании коленчатого вала) от торцевой плоскости теплоизоляционной проставки.
  1. Выступание регулируется подбором уплотнительных прокладок разной толщины.

Описание конструкции

Внешний вид карбюратора

1 – сектор рычага привода дроссельных заслонок
2 – регулировочный винт качества смеси холостого хода
3 – регулировочный винт количества смеси холостого хода
4 – блок подогрева зоны дроссельной заслонки
5 – колодка провода датчика-винта ЭПХХ
6 – крышка пускового устройства
7 – рычаг воздушной заслонки
8 – корпус жидкостной камеры
9 – болт крепления жидкостной камеры

10 – штуцер подачи топлива
11 – штуцер отвода топлива
12 – крышка карбюратора
13 – шпилька крепления воздушного фильтра
14 – электромагнитный запорный клапан
15 – штуцер вентиляции картера двигателя
16 – крышка экономайзера
17 – корпус карбюратора

Схема устройства и работы карбюратора


I – первая камера
II – вторая камера
1 – рычаг привода ускорительного насоса
2 – пружина диафрагмы пускового устройства
3 – диафрагма пускового устройства
4 – воздушный канал пускового устройства
5 – электромагнитный запорный клапан
6 – топливный жиклер холостого хода
7 – главный воздушный жиклер первой камеры
8 – воздушный жиклер холостого хода
9 – воздушная заслонка
10 – распылитель главной дозирующей системы первой камеры
11 – распылители ускорительного насоса
12 – распылитель главной дозирующей системы второй камеры
13 – распылитель эконостата
14 – главный воздушный жиклер второй камеры
15 – воздушный жиклер переходной системы второй камеры
16 – канал балансировки поплавковой камеры
17 – поплавковая камера
18 – игольчатый клапан
19 – калиброванное отверстие перепуска топлива в бак
20 – топливный фильтр карбюратора
21 – штуцер подачи топлива
22 – диафрагма экономайзера мощностных режимов
23 – топливный жиклер экономайзера мощностных режимов

24 – шариковый клапан экономайзера мощностных режимов
25 – поплавок
26 – топливный жиклер эконостата с трубкой
27 – топливный жиклер переходной системы второй камеры с трубкой
28 – эмульсионная трубка второй камеры
29 – главный топливный жиклер второй камеры
30 – выходные отверстия переходной системы второй камеры
31, 33 – дроссельные заслонки
32 – щель переходной системы первой камеры
34 – выходное отверстие системы холостого хода
35 – блок подогрева зоны дроссельной заслонки
36 – регулировочный винт состава (качества) смеси холостого хода
37 – штуцер вентиляции картера двигателя
38 – штуцер для подачи разрежения к вакуумному регулятору зажигания
39 – главный топливный жиклер первой камеры
40 – эмульсионная трубка первой камеры
41 – шариковый клапан ускорительного насоса
42 – диафрагма ускорительного насоса

На двигателе 2110 устанавливается карбюратор "Солекс" мод. 21083-1107010-31 – эмульсионного типа, двухкамерный, с последовательным открытием дроссельных заслонок (вторая камера начинает открываться после того, как дроссельная заслонка первой камеры откроется на 2/3 величины). Привод дроссельных заслонок – механический, тросовый. Карбюратор имеет сбалансированную поплавковую камеру, систему отсоса картерных газов, подогрев зоны дроссельной заслонки первой камеры, полуавтоматическое пусковое устройство, электромагнитный клапан холостого хода.

Топливо подается в карбюратор через сетчатый фильтр и игольчатый клапан. Последний поддерживает в поплавковой камере заданный уровень топлива.

Поплавковая камера – двухсекционная (для уменьшения влияния на работу двигателя колебаний уровня топлива при поворотах и кренах автомобиля). Из поплавковой камеры топливо поступает через главные топливные жиклеры (первой и второй камер) в эмульсионные колодцы, где смешивается с воздухом, проходящим через калиброванные отверстия в верхней части эмульсионных трубок (главные воздушные жиклеры). Через распылители топливо-воздушная эмульсия попадает в малые и большие диффузоры карбюратора.

Система холостого хода отбирает топливо из эмульсионного колодца после главного топливного жиклера первой камеры. Топливо проходит через жиклер холостого хода (конструктивно объединенный с электромагнитным клапаном холостого хода), после чего смешивается с воздухом из канала от воздушного жиклера холостого хода и из расширяющейся части диффузора (для устойчивой работы при переходе на режим холостого хода). Образовавшаяся эмульсия подается под дроссельную заслонку через отверстие, регулируемое винтом качества. Винтом количества (числа оборотов) устанавливается величина открытия дроссельной заслонки первой камеры на холостом ходу. При частичном открытии дроссельной заслонки первой камеры (до включения в работу главных дозирующих систем) топливо-воздушная смесь поступает в первую камеру через вертикальную щель, находящуюся на уровне дроссельной заслонки в закрытом положении.

При частичном открытии дроссельной заслонки второй камеры топливо во вторую камеру поступает через отверстие, находящееся чуть выше дроссельной заслонки в закрытом положении.

Экономайзер мощностных режимов включается в работу при значительном открытии дроссельных заслонок. Топливо забирается из поплавковой камеры через шариковый клапан. Пока диафрагма экономайзера удерживается разрежением во впускном коллекторе, клапан закрыт. Когда дроссельные заслонки значительно открываются, разрежение за ними падает, и клапан под действием диафрагмы начинает пропускать топливо, которое поступает через жиклер экономайзера в эмульсионный колодец в обход главного жиклера, обогащая смесь.

Эконостат включается в работу на режимах максимальной мощности двигателя, обеспечивая дополнительное поступление топлива непосредственно из поплавковой камеры (через жиклер эконостата и систему трубок) во вторую смесительную камеру.

Ускорительный насос – диафрагменного типа, с механическим приводом через профильный кулачок, расположенный на оси дроссельной заслонки первой камеры. При открытии дроссельной заслонки кулачок воздействует на рычаг, который, в свою очередь, надавливает на диафрагму. Порция топлива через распылители впрыскивается в смесительные камеры карбюратора, обогащая горючую смесь на режимах разгона автомобиля. Ускорительный насос снабжен двумя шариковыми клапанами: обратный клапан расположен в канале, связывающем поплавковую камеру с полостью насоса; он открывается и полость заполняется топливом при отпущенной педали "газа", когда возвратная пружина отводит диафрагму насоса назад, и закрывается при нагнетании топлива. Другой клапан расположен в распылителе; он открывается под давлением нагнетаемого топлива и закрывается под действием собственного веса, как только подача топлива прекращается. Это предотвращает вытекание топлива из каналов и подсос воздуха. Производительность насоса не регулируется – она определяется профилем кулачка.

Полуавтоматическое пусковое устройство снижает токсичность отработавших газов на режимах пуска и прогрева двигателя, а также упрощает управление автомобилем – отсутствует привод управления воздушной заслонкой из салона автомобиля (кнопка "подсос").

Основа устройства – плоская спиральная биметаллическая пружина. При низкой температуре пружина – через систему тяг и рычагов – удерживает воздушную заслонку в закрытом положении. После запуска двигателя разрежение в задроссельном пространстве передается в полость за диафрагмой пускового устройства. Диафрагма втягивается, и ее шток приоткрывает воздушную заслонку на пусковой зазор, устанавливаемый регулировочным винтом. По мере прогрева двигателя биметаллическая пружина нагревается охлаждающей жидкостью, проходящей через жидкостную камеру, и распрямляется, полностью открывая воздушную заслонку. Биметаллическая пружина устанавливается на предприятии-изготовителе, и ее дополнительная регулировка в эксплуатации не требуется.

Экономайзер принудительного холостого хода состоит из датчика-винта закрытого положения дроссельной заслонки, электромагнитного запорного клапана и блока управления. Электромагнитный клапан перекрывает подачу топлива в систему холостого хода и переходную систему первой камеры. Нормальное состояние клапана (напряжение не подается) – закрытое. Он открывается при включении зажигания или нажатии педали "газа" при работающем двигателе, а также при частоте вращения коленчатого вала 1900 мин -1 и ниже. Клапан закрывается, если педаль "газа" отпущена (датчик-винт замкнут на массу) и обороты двигателя превышают 2100 мин -1 , а также при выключении зажигания, что предотвращает вспышки в цилиндрах двигателя (дизелинг).

Схема полуавтоматического пускового устройства карбюратора

1 – дроссельная заслонка первой камеры
2 – рычаг привода дроссельной заслонки второй камеры
3 – пружина диафрагмы
4 – воздушный канал, соединенный с задроссельным пространством карбюратора
5 – диафрагма пускового устройства
6 – воздушная заслонка
7 – тяга привода воздушной заслонки
8 – ось пускового устройства
9 – кулачок
10 – регулировочный винт пускового зазора воздушной заслонки

11 – шток диафрагмы пускового устройства
12 – возвратная пружина штока диафрагмы
13 – рычаг упора
14 – регулировочный винт приоткрывания дроссельной заслонки первой камеры
15 – рычаг приоткрывания дроссельной заслонки
16 – тяга приоткрывания дроссельной заслонки
17 – рычаг управления дроссельными заслонками
А – пусковой зазор у воздушной заслонки
В – пусковой зазор у дроссельной заслонки




 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Проверяем правильность установки биметаллической пружины (метки на корпусе пускового устройства, корпусе биметаллической пружины и корпусе жидкостной камеры должны совпадать).
  1. При несовпадении меток ослабляем болт крепления корпуса жидкостной камеры и, при необходимости, три винта крепления корпуса биметаллической пружины.
  2. Совмещаем метки, после чего затягиваем болт и винты.
  3. При пуске холодного двигателя (при температуре ниже +5°С) воздушная заслонка должна быть полностью закрыта, после начала работы двигателя – приоткрыта на пусковой зазор А (см. схему полуавтоматического пускового устройства карбюратора), равный 2,5±0,2 мм. После его прогрева до 75-80°С - полностью открыта.
  4. Если зазор А отличается от указанного, отрегулируйте его вращением винта 10 (см. схему полуавтоматического пускового устройства карбюратора) после снятия стопора.
  5. После окончания регулировки установите стопор на место.
  6. Если при полностью прогретом двигателе заслонка частично прикрыта, замените пусковое устройство целиком.
  7. Через 15-20 с после пуска холодного двигателя частота вращения коленчатого вала должна составлять 2400±200 мин -1.
  8. Если это не так, отрегулируйте пусковой зазор В (см. схему полуавтоматического пускового устройства карбюратора) у дроссельной заслонки первой камеры.
  9. Регулировку производим на снятом карбюраторе (см. Разборка карбюратора со снятием его с двигателя). Закрываем дроссельную заслонку первой камеры и отверткой поворачиваем винт 14 рычага упора 13 против часовой стрелки. При этом его упор должен встать на наименьшую по радиусу ступень кулачка 9.
  10. Ослабляем гайку винта 14 и, поворачивая его, регулируем зазор В, который должен быть в пределах 1,1±0,05 мм.
  11. Затягиваем гайку винта 14 и, установив на место карбюратор, проверяем частоту вращения коленчатого вала после пуска двигателя, как это описано выше.

Выполняется при ТО или нарушениях в работе двигателя (см. Диагностика неисправностей) с использованием газоанализатора.

Регулировку выполняем на прогретом двигателе.

На заводе двигатель регулируют при минимальной частоте вращения коленчатого вала 800±50 мин -1 до величины содержания оксида углерода (СО) 0,7-1,3% (содержание СН при этом находится в допустимых пределах при условии исправной работы системы зажигания), после чего напрессовывают на головку винта ограничительную пластмассовую втулку.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Если поворотом втулки не удается восстановить заводские параметры регулировки, выворачиваем винт, ломая втулку, затем вращением винта количества смеси устанавливаем требуемую частоту вращения коленчатого вала (для наглядности корпус воздушного фильтра снят), …

…а винтом качества смеси – содержание в отработавших газах оксида углерода.

При нажатии на педаль "газа" двигатель должен без перебоев увеличивать частоту вращения коленчатого вала, а при отпускании педали – не глохнуть.
При повороте винта количества смеси по часовой стрелке частота вращения коленчатого вала увеличивается.
При повороте винта качества смеси по часовой стрелке содержание СО в отработавших газах уменьшается.


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Снимаем воздушный фильтр (см. Замена воздушного фильтра).
  1. Ключом "на 8" отворачиваем четыре самоконтрящихся гайки крепления корпуса воздушного фильтра...

…и снимаем прижимную пластину.

  1. Крестообразной отверткой ослабляем хомут крепления шланга вентиляции картера на патрубке крышки головки блока и снимаем шланг.
  1. Ослабив посадку гофрированного шланга заборника подогретого воздуха на патрубке корпуса воздушного фильтра, снимаем его.

Это сделать проще, если предварительно снять корпус воздушного фильтра (см. Разборка карбюратора).

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Отсоединяем провод от клеммы электромагнитного клапана.
  1. Ключом "на 13" отворачиваем электромагнитный клапан…

…и вынимаем его.

  1. Извлекаем топливный жиклер холостого хода из держателя клапана.
  1. Проверяем исправность электромагнитного клапана, подключив его вывод к "+" аккумуляторной батареи, а корпус – к "-" (запорная пластмассовая игла должна втягиваться при подаче напряжения и без заедания возвращаться в исходное положение при снятии напряжения).
  1. Можно проверить одновременно исправность самого клапана и электрической цепи управления: клапан с надетым проводом прижимаем к корпусу карбюратора и включаем зажигание – игла должна со щелчком втянуться в корпус клапана.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Снимаем корпус воздушного фильтра (см. Разборка карбюратора).
  1. Ключом "на 13" отворачиваем пробку топливного фильтра…

…и вынимаем ее вместе с прокладкой.

  1. Вынимаем топливный фильтр.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Снимаем корпус воздушного фильтра (см. Разборка карбюратора).
  1. Крестообразной отверткой ослабляем хомуты на подводящем и отводящем топливных шлангах...

…и снимаем их со штуцеров карбюратора.

Не прикладывайте слишком большого усилия, иначе штуцеры могут выпрессоваться из крышки карбюратора. Если шланги сильно затвердели, разрежьте их. Подводящий топливный шланг желательно заглушить.

  1. Крестообразной отверткой ослабляем хомуты на шлангах подвода охлаждающей жидкости к жидкостной камере пускового устройства…

…и отсоединяем шланги.

  1. Крестообразной отверткой отворачиваем пять винтов крепления крышки карбюратора.
  1. Пинцетом или отверткой c острым жалом поддеваем стопорное кольцо рычага пускового устройства (управляющего дроссельной заслонкой первой камеры)…

…и снимаем стопорное кольцо.

  1. Снимаем крышку в сборе с пусковым устройством.
Дальнейшая разборка крышки описана в разделе Разборка карбюратора со снятием его с двигателя.
  1. Шлицевой отверткой отворачиваем главные воздушные жиклеры с эмульсионными трубками...

…и вынимаем их.

  1. Шлицевой отверткой с узким лезвием (проходящей в эмульсионный колодец) выкручиваем главные топливные жиклеры.
  1. Остро заточенной палочкой…

…или длинным саморезом поддеваем и вынимаем их.

  1. Шлицевой отверткой поддеваем распылительные трубки ускорительного насоса и вынимаем их.

Установку карбюратора выполняем в обратной последовательности.

Тарировочные данные карбюратора 21083-1107010-31 приведены ниже:

Параметры

Первая камера

Вторая камера

Диаметр смесительной камеры, мм

32

32

Диаметр диффузора, мм

21

23

Главный топливный жиклер

95*

100*

Главный воздушный жиклер

155*

125*

Тип эмульсионной трубки

23

ZC

Эмульсионный жиклер холостого хода

41

50

* – маркировка жиклеров.


Регулировка привода карбюратора

Выполняем при замене карбюратора, а также при износе или замене деталей привода.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. При полностью нажатой педали "газа" дроссельные заслонки должны быть полностью открыты, а при отпущенной – закрыты.
  1. Если это не так, отворачивая или заворачивая регулировочные гайки на переднем наконечнике троса привода (со стороны карбюратора), добиваемся правильного положения дроссельных заслонок.

При полностью отпущенной педали "газа" трос привода не должен быть натянут!


Выполняем при замене игольчатого клапана, поплавка и других неисправностях (см Диагностика неиспраностей двигателя и его систем). Снимаем крышку карбюратора (см. Разборка карбюратора).

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Удерживая крышку карбюратора горизонтально поплавками вверх, проверяем зазор между поплавками и прокладкой крышки, который должен составлять 1±0,25 мм и быть одинаковым для обоих поплавков.
  1. Зазор регулируется подгибанием язычка и/или рычагов поплавков.Опорная поверхность язычка должна быть перпендикулярна оси игольчатого клапана и не должна иметь вмятин и зазубрин.
  2. При установке крышки на место проверяем, не задевают ли поплавки за стенки поплавковой камеры, при необходимости подгибаем рычаги поплавков.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Снимаем корпус воздушного фильтра (см. Разборка карбюратора).
  2. Отключаем разъем датчика-винта ЭПХХ.
  1. Двумя ключами "на 13" откручиваем гайки крепления оболочки троса привода дроссельных заслонок к кронштейну на крышке головки блока.
  1. Снимаем защитный силиконовый колпачок.
  1. Отсоединяем возвратную пружину от рычага привода дроссельных заслонок...

…и выводим конец троса из гнезда на рычаге.

  1. Снимаем шланг подвода разрежения к вакуумному регулятору опережения зажигания.
  1. Крестообразной отверткой ослабляем хомут тонкого шланга вентиляции картера и снимаем шланг со штуцера.
  1. Приготовив небольшую емкость (объемом 0,4-0,5 л) для сбора охлаждающей жидкости, снимаем шланги с корпуса жидкостной камеры полуавтоматического пускового устройства и блока подогрева зоны дроссельной заслонки. Можно отсоединить их от карбюратора и вместе со шлангами, однако из-за коррозии открутить винт крепления блока подогрева бывает непросто.
  1. Ключом "на 13" отворачиваем четыре гайки крепления…

… и снимаем карбюратор с двигателя.

Отверстие во впускном коллекторе желательно закрыть куском картона или жести.

  1. При необходимости снимаем прокладку, находящуюся под карбюратором (с двумя большими отверстиями), …

…теплоизолирующую проставку…

…и прокладку между ней и впускным коллектором (с одним большим отверстием).

  1. Для снятия полуавтоматического пускового устройства ключом "на 11" отворачиваем болт крепления корпуса жидкостной камеры…

…и снимаем его…

…вместе с уплотняющим резиновым кольцом.

  1. Отверткой с острым жалом поддеваем стопорное кольцо рычага привода воздушной заслонки…

…и снимаем его.

  1. Поддеваем и снимаем стопорное кольцо тяги приоткрывания дроссельной заслонки первой камеры.
  1. Нажимая на рычаги и тяги, выводим их из зацепления друг с другом.
  1. Крестообразной отверткой отворачиваем три винта крепления корпуса пускового устройства…

… и снимаем пусковое устройство в сборе.

Разбирать пусковое устройство не рекомендуется, за исключением замены диафрагмы (см. Замена диафрагмы полуавтоматического пускового устройства).

  1. Можно разобрать карбюратор, не снимая пусковое устройство с крышки (или снять его потом). Для этого необходимо отсоединить нижний рычаг пускового устройства (как описано выше), после чего крестообразной отверткой отворачиваем пять винтов крепления крышки…

…и снимаем ее.

  1. Через выколотку диаметром 2,0-2,5 мм молотком выбиваем ось поплавков…

…и снимаем их.

  1. Снимаем прокладку крышки.
  1. Накидным ключом "на 11" выворачиваем корпус игольчатого клапана.
  1. Вынимаем игольчатый клапан и уплотнительное медное кольцо.
  1. Ключом "на 13" отворачиваем пробку топливного фильтра, снимаем уплотнительное медное кольцо и вынимаем фильтр (см. Снятие топливного фильтра карбюратора).
  1. Ключом "на 13" отворачиваем подводящий штуцер...

…и снимаем его вместе с уплотнительным кольцом.

  1. Ключом "на 13" отворачиваем электромагнитный клапан и вынимаем жиклер холостого хода (см. Снятие и проверка электромагнитного клапана).
  1. Если блок подогрева зоны дроссельной заслонки остался на карбюраторе, крестообразной отверткой откручиваем винт его крепления…

…и снимаем его.

  1. Выворачиваем главные воздушные и топливные жиклеры и снимаем распылители ускорительного насоса как описано в разделе "Частичная разборка карбюратора без снятия его с двигателя.
  1. На снятом карбюраторе главные топливные жиклеры можно просто вытряхнуть из колодцев, перевернув корпус.
  1. Слегка постукивая молотком через деревянную выколотку…

…или ухватив пассатижами, …

…вынимаем малые диффузоры.

  1. Крестообразной отверткой отворачиваем три винта крепления крышки экономайзера мощностных режимов…

…и, сняв крышку, вынимаем пружину и диафрагму.

  1. Шлицевой отверткой выворачиваем жиклер экономайзера…

…и вынимаем его.

  1. Крестообразной отверткой отворачиваем четыре винта крепления крышки ускорительного насоса…

…и снимаем ее.

  1. Аккуратно подцепив шлицевой отверткой или ножом диафрагму, …

…снимаем ее вместе с возвратной пружиной.

  1. Крестообразной отверткой отворачиваем винт пластмассового держателя провода датчика-винта ЭПХХ…

…и снимаем провод.

  1. Отворачиваем упорный винт дроссельной заслонки.
  1. Крестообразной отверткой отворачиваем винт крепления сектора и рычага управления дроссельными заслонками…

…и снимаем рычаг.

  1. Поддевая отверткой сектор (необходимо приложить значительное усилие), …

…снимаем его.

  1. Шлицевой отверткой отворачиваем винт крепления тяги приоткрывания дроссельной заслонки первой камеры...

…и снимаем тягу.

  1. Узкой шлицевой отверткой выворачиваем винт регулировки качества смеси…

…и вынимаем его вместе с резиновым уплотнительным кольцом. Иногда для этого приходится использовать проволочный крючок или засверлить тонким сверлом край корпуса карбюратора вплотную к отверстию под винт.

  1. Снимаем резиновое уплотнительное кольцо с топливозаборной трубки системы холостого хода.

Сборку производим в обратной последовательности.

Не допускается подтягивать гайки крепления карбюратора на прогретом двигателе.


Выполняется на снятом пусковом устройстве – см. Разборка карбюратора со снятием его с двигателя.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Крестообразной отверткой отворачиваем четыре винта крепления крышки пускового устройства.
  1. Снимаем крышку и возвратную пружину.
  1. Ключом "на 7" отворачиваем гайку крепления диафрагмы к штоку.

Соединение может быть залито клеем, в этом случае его необходимо нагреть (например, промышленным феном или паяльником) или размягчить растворителем.

  1. Снимаем шайбу (находящуюся под гайкой) и диафрагму с тарелками.
  1. Отсоединяем тарелки от диафрагмы.

Новую диафрагму устанавливаем в обратной последовательности.

Добейтесь совпадения отверстия в диафрагме со штуцером подвода вакуума (в стенке корпуса). Не перетягивайте гайку штока (он может деформироваться), зафиксируйте соединение герметиком для резьб, клеем или краской.



Схема бесконтактной системы зажигания

1 – аккумуляторная батарея
2 – генератор
3 – штекерный разъем
4 – выключатель зажигания

5 – датчик-распределитель
6 – коммутатор
7 – свечи
8 – катушка зажигания

Система зажигания – бесконтактная или микропроцессорная. В данном разделе рассматривается бесконтактная система зажигания. Она состоит из датчика-распределителя, коммутатора, катушки зажигания, свечей, выключателя зажигания и проводов высокого и низкого напряжения.

Схема проверки датчика Холла на автомобиле

1 - датчик-распределитель зажигания
2 - вольтметр, имеющий предел шкалы не менее 15 В и внутреннее сопротивление не менее 100 кОм

3 - вид на штепсельный разъем датчика-распределителя зажигания

Датчик-распределитель 40.3706

а – устройство
б – схема действия центробежного регулятора
1 – муфта
2 – корпус
3 – вакуумный регулятор
4 – тяга вакуумного регулятора
5, 7 – крышки вакуумного регулятора
6, 12 – пружины
8 – штуцер для подвода разряжения
9 – диафрагма
10 – центробежный регулятор
11 – бесконтактный датчик

13 – ведомая пластина центробежного регулятора с экраном
14 – валик с ведущей пластиной центробежного регулятора
15 – грузики
16 – сальник
17 – крышка
18 – ротор
19 – защитный экран
20 – держатель переднего подшипника валика в сборе с опорной пластиной датчика
21 – шайба крепления проводов
22 – опорная пластина датчика с подшипником

Датчик-распределитель зажигания типа 40.3706 или 40.3706-01, четырехискровой, неэкранированный, с датчиком управляющих импульсов (Холла) и встроенными вакуумным и центробежным регуляторами опережения зажигания.

Датчик-распределитель выполняет две основные функции: во-первых, задает момент искрообразования в зависимости от начальной его установки, числа оборотов коленчатого вала и нагрузки на двигатель, а во-вторых, распределяет импульсы высокого напряжения ("искру") по цилиндрам в соответствии с порядком их работы. Для этого служит ротор (бегунок), надетый на валик датчика распределителя. Для того чтобы не ошибиться при сборке, бегунок и крышка датчика-распределителя устанавливаются на датчик-распределитель только в одном положении, так же как и его валик. В бегунке размещен помехоподавительный резистор сопротивлением 1 кОм.

Проверить работоспособность датчика Холла можно, собрав схему, показанную на рисунке. Медленно вращая валик датчика-распределителя зажигания, следим за показаниями вольтметра. Напряжение должно резко меняться от минимального (не более 0,4 В) до максимального (не более, чем на 3 В меньше напряжения питания). Если стальной экран с прорезями задевает за датчик (определяется по легкому заеданию или царапающему звуку при вращении валика, а также после частичной разборки датчика-распределителя), проверьте осевой люфт валика (не более 0,35 мм, регулируется подбором шайб) и посадку экрана на валике. При необходимости замените валик в сборе. Неисправный датчик Холла ремонту не подлежит (за исключением обрыва проводов между самим датчиком и колодкой на корпусе датчика-распределителя).

Грубо оценить исправность вакуумного регулятора можно непосредственно на автомобиле. На заведенном двигателе отсоединяем от штуцера карбюратора вакуумный шланг, ведущий к регулятору. Если теперь создать в шланге разрежение (можно ртом), обороты мотора должны возрасти, а при снятии разрежения – вновь снизиться. Разрежение должно сохраняться по крайней мере несколько секунд, если пережать шланг. Визуально в работоспособности вакуумного регулятора можно убедиться, частично разобрав датчик-распределитель (см. Снятие и разборка датчика-распределителя зажигания) и подавая разрежение к впускному штуцеру регулятора. При этом пластина с датчиком Холла должна поворачиваться на угол 7±1°, а при снятии разрежения – без заедания возвращаться обратно.

Точную проверку и настройку вакуумного и центробежного регуляторов опережения зажигания производят на специальных стендах. В домашних условиях это делать не рекомендуется. При выходе из строя вакуумного регулятора его следует заменить, при неисправности центробежного – заменить датчик-распределитель.

Коммутатор типа 3620.3734 или 76.3734 размыкает цепь питания первичной обмотки катушки зажигания, преобразуя управляющие импульсы датчика в импульсы тока в катушке зажигания. Коммутатор проверяется осциллографом по специальной методике, он не ремонтопригоден. Нельзя отсоединять разъем коммутатора при включенном зажигании – это может вызвать его повреждение (как и других компонентов системы зажигания).

Катушка зажигания – типа 3122.3705 – сухая, с замкнутым магнитопроводом, или типа 8352.12 - маслонаполненная, с разомкнутым магнитопроводом. Данные для проверки: сопротивление первичной обмотки при 25°С – 0,43±0,04 Ом (3122.3705) или 0,42±0,05 Ом (8352.12), вторичной обмотки – 4,08±0,4 кОм (3122.3705) или 5±1 кОм (8352.12). Сопротивление изоляции на массу – не менее 50 МОм.

Свечи зажигания – типа А17ДВР, или А17ДВРМ, или А17ДВРМ1, или их импортные аналоги (с помехоподавительным сопротивлением 4-10 кОм).

Высоковольтные провода – с распределенным сопротивлением 2550±270 Ом/м. Не следует прикасаться к высоковольтным проводам на работающем двигателе – это может привести к электротравме. Запрещается также запускать двигатель или позволять ему работать с разорванной высоковольтной цепью (снятыми проводами или крышкой датчика-прерывателя) – это может привести к прогару изоляции и выходу из строя электронных компонентов системы зажигания. Как исключение возможна кратковременная проверка системы зажигания "на искру", при этом контакт проверяемого высоковольтного провода должен быть надежно закреплен на расстоянии 5-10 мм от "массы" автомобиля. Нельзя удерживать провод руками или инструментом (даже с изолированными ручками).

Блок управления ЭПХХ отключает электромагнитный клапан при увеличении частоты вращения коленчатого вала до 2100 мин-1 и включает при снижении до 1900 мин-1, если концевой выключатель карбюратора замкнут на массу (педаль "газа" отпущена). При нажатой педали "газа" (разомкнутом выключателе) клапан включен независимо от частоты вращения коленчатого вала. Питание на блок управления подается только при включенном зажигании, поэтому при выключении зажигания одновременно отключается и клапан (независимо от положения концевого выключателя карбюратора).

Схема системы управления электромагнитным клапаном карбюратора

1 - выключатель зажигания
2 - катушка зажигания
3 - блок управления

4 - электромагнитный клапан
5 - концевой выключатель карбюратора
А - к источникам питания

Для проверки работы блока управления подключаем вольтметр, как показано ниже на рисунке (срабатывание клапана можно определить и по его щелчку при включении зажигания, без вольтметра). Отсоединяем провод от концевого выключателя карбюратора и замыкаем его на "массу". Запускаем двигатель и, постепенно увеличивая частоту вращения коленчатого вала, следим за показаниями вольтметра. После запуска двигателя он должен показывать не менее 10 В (клапан открыт), а при частоте вращения коленчатого вала около 2100 мин -1 напряжение должно резко снизиться до величины не более 0,5 В (клапан должен закрыться). После этого медленно понижаем обороты двигателя, при частоте вращения коленчатого вала около 1900 мин -1 напряжение должно скачкообразно увеличиться до прежней величины (клапан должен открыться). Устанавливаем обороты в пределах 2200-2300 мин -1 (клапан закрыт) и отсоединяем от "массы" провод концевого выключателя карбюратора – клапан должен открыться.

Схема проверки блока управления

1 - блок управления
2 - вольтметр
А - к жгуту проводов автомобиля



Для замены крышки распределителя зажигания и ротора (бегунка) демонтаж распределителя зажигания не требуется.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Вынимаем высоковольтные провода из крышки.
  1. Крестообразной отверткой отворачиваем два винта крепления крышки…

...и снимаем ее.

Крышка устанавливается только в одном положении, а гнездо провода первого цилиндра помечено цифрой "1". Остальные провода устанавливаются в соответствии с порядком работы цилиндров – 1–3–4–2 (направление вращения бегунка – против часовой стрелки, глядя со стороны крышки датчика-распределителя).

  1. Потянув, снимаем бегунок.

Установка бегунка производится только в одном положении, когда прорезь на валу направлена в противоположную от контакта сторону.

  1. Для демонтажа датчика-распределителя в сборе отсоединяем высоковольтные провода, шланг от вакуумного регулятора...

...и электрический разъем.

  1. Ключом "на 10" отворачиваем гайку верхнего крепления датчика-распределителя...

...и снимаем держатель высоковольтных проводов.

  1. Отвернув еще две гайки, снимаем датчик-распределитель.
  1. Датчик-распределитель уплотняется резиновым кольцом, которое снимаем, поддевая отверткой.
  1. Снимаем защитный экран.
  1. Отворачиваем два винта крепления держателя переднего подшипника...

...и винт крепления разъема.

  1. Снимаем разъем.
  1. Снимаем стопорную шайбу тяги вакуумного регулятора...

...и отворачиваем два винта его крепления.

  1. Снимаем вакуумный регулятор.
  1. Снимаем держатель переднего подшипника с датчиком Холла.
  1. Отворачиваем два винта...

...и снимаем датчик Холла.

  1. Дальше разбираем узел для замены центробежного регулятора или сальника.
  1. Поддев отверткой, снимаем пружину.
  1. Стержнем диаметром 2,5 мм...

...выбиваем штифт.

  1. Снимаем муфту...

...и регулировочные шайбы, которые должны обеспечивать осевой свободный ход валика не более 0,35 мм.

  1. Вынимаем центробежный регулятор.
  1. Выбиваем через два отверстия в корпусе сальник.

Шайба и сальник

  1. Новый сальник запрессовываем отрезком подходящей трубы.
  1. На сальник устанавливаем шайбу и закерниваем ее в нескольких местах.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Собираем распределитель в обратной последовательности, смазав кромку сальника и подшипники.

  1. Перед установкой датчика-распределителя надеваем бегунок, но не закрываем крышку (или снимаем крышку, если ставим новый датчик-распределитель).
  2. Смазываем моторным маслом резиновое кольцо, надеваем датчик-распределитель на шпильки и, поворачивая вал за бегунок, добиваемся совмещения прорези распределительного вала с муфтой.
  3. В этом положении досылаем датчик-распределитель до упора и наживляем гайки.
  4. Для удобства регулировки момента зажигания на фланце датчика-распределителя зажигания имеются деления и знаки "+" и "–", а на корпусе вспомогательных агрегатов – установочный выступ. Одно деление на фланце соответствует восьми градусам поворота коленчатого вала.
  1. Совмещаем выступ на корпусе вспомогательных агрегатов с серединой шкалы на датчике-распределителе.
  1. Подтягиваем гайки.
  2. По стробоскопу проверяем и устанавливаем момент зажигания. Для этого соединяем зажим "+" стробоскопа с клеммой "+" аккумуляторной батареи, зажим "массы" – с клеммой "-" аккумуляторной батареи, а зажим датчика стробоскопа присоединяем к проводу высокого напряжения 1-го цилиндра.
  3. Запускаем двигатель и направляем мигающий поток света стробоскопа в люк картера сцепления. Если момент зажигания установлен правильно, то при холостом ходе прогретого двигателя метка на маховике должна находиться напротив прорези щитка картера сцепления (см. Замена ремня привода газораспределительного механизма (ГРМ) на двигателях ВАЗ-2110, -2111).
  4. Для регулировки момента зажигания останавливаем двигатель, ослабляем гайки крепления датчика-распределителя зажигания и поворачиваем его на необходимый угол.
  5. Для увеличения угла опережения зажигания корпус датчика-распределителя поворачиваем по часовой стрелке, а для уменьшения – против часовой стрелки (если смотреть со стороны крышки датчика-распределителя зажигания).
  6. Затягиваем гайки крепления.

Работу проводим, выключив зажигание.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Вынимаем центральный провод.
  1. Ключом "на 8" отворачиваем две гайки крепления проводов к катушке зажигания и снимаем провода.
  1. Ключом "на 10" отворачиваем две гайки крепления катушки к кронштейну…

…и снимаем ее.



 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Отключаем "минусовой" провод от аккумулятора.
  1. Крестообразной отверткой отворачиваем два самореза крепления правого щитка облицовки тоннеля пола...

...и снимаем щиток.

  1. Отсоединяем разъем блока управления ЭПХХ.
  1. Ключом "на 8" отворачиваем две гайки крепления блока к кронштейну и снимаем блок.
  1. Таким же образом, сняв левый щиток облицовки тоннеля пола, отсоединяем от кронштейна коммутатор системы зажигания.

Внимание! Настоятельно рекомендуем вам зарегистрироваться.