Приветствую Вас, Гость
Книга 2110
Навигация


Категории


Поиск


Реклама


Реклама


Наша кнопка
88x31


Статистика
Яндекс.Метрика


Партнёры





 
16.08.2016, 23:34
Главная » FAQ » 10. Коробка передач


Коробка передач

1 – задняя крышка картера коробки передач
2 – ведущая шестерня V передачи
3 – шариковый подшипник первичного вала
4 – ведущая шестерня IV передачи первичного вала
5 – первичный вал
6 – ведущая шестерня III передачи первичного вала
7 – картер коробки передач
8 – ведущая шестерня II передачи первичного вала
9 – шестерня заднего хода
10 – промежуточная шестерня заднего хода
11 – ведущая шестерня I передачи первичного вала
12 – роликовый подшипник первичного вала
13 – сальник первичного вала
14 – сапун
15 – подшипник выключения сцепления
16 – направляющая втулка муфты подшипника выключения сцепления
17 – ведущая шестерня главной передачи
18 – роликовый подшипник вторичного вала
19 – маслосборник
20 – ось сателлитов
21 – ведущая шестерня привода спидометра

22 – шестерня полуоси
23 – коробка дифференциала
24 – сателлит
25 – картер сцепления
26 – пробка для слива масла
27 – ведомая шестерня главной передачи
28 – регулировочное кольцо
29 – роликовый конический подшипник дифференциала
30 – сальник полуоси
31 – ведомая шестерня I передачи вторичного вала
32 – синхронизатор I и II передач
33 – ведомая шестерня II передачи вторичного вала
34 – ведомая шестерня III передачи вторичного вала
35 – синхронизатор III и IV передач
36 – ведомая шестерня IV передачи вторичного вала
37 – шариковый подшипник вторичного вала
38 – ведомая шестерня V передачи вторичного вала
39 – синхронизатор V передачи
40 – вторичный вал

Привод управления коробкой передач

1 – защитный чехол тяги
2 – тяга привода управления коробки передач
3 – рычаг переключения передач
4 – палец сферического рычага переключения передач
5 – обойма шаровой опоры
6 – шаровая опора рычага переключения передач
7 – буфер
8 – пружина
9 – реактивная тяга
10 – рычаг штока выбора передач

11 – рычаг выбора передач
12 – картер коробки передач
13 – картер сцепления
14 – шток выбора передач
15 – втулка штока
16 – сальник штока
17 – защитный чехол
18 – корпус шарнира
19 – втулка шарнира
20 – наконечник шарнира
21 – хомут

Коробка передач – механическая, двухвальная, с пятью передачами переднего хода и одной – заднего, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода. Она конструктивно объединена с дифференциалом и главной передачей.

Корпус коробки передач состоит из трех частей (отлитых из алюминиевого сплава): картера сцепления 25, картера коробки передач 7 и задней крышки картера коробки передач 1. При сборке между ними наносят бензомаслостойкий герметик-прокладку (например, КЛТ-75ТМ или ТБ-1215). В гнезде картера находится специальный магнит, задерживающий металлические продукты износа.

Первичный вал 5 выполнен как блок ведущих шестерен, которые находятся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями всех передач переднего хода. Вторичный вал 40 – полый (для подачи масла под ведомые шестерни), со съемной ведущей шестерней главной передачи 17. На нем расположены ведомые шестерни 31, 33, 34, 36, 38 и синхронизаторы 32, 35, 39 передач переднего хода. Передние подшипники валов 18 и 12 – роликовые, задние 3 и 37 – шариковые. Радиальный зазор в роликовых подшипниках не должен превышать 0,07 мм, в шариковых – 0,04 мм. Под передним подшипником вторичного вала 18 расположен маслосборник 19, направляющий поток масла внутрь вала.

Дифференциал – двухсателлитный. Предварительный натяг в подшипниках 29 (0,25 мм) регулируется подбором толщины кольца 28, устанавливаемого в гнезде картера коробки передач под наружным кольцом подшипника дифференциала. К фланцу коробки дифференциала крепится ведомая шестерня главной передачи 27.

Привод управления коробкой передач состоит из рычага переключения передач, шаровой опоры, тяги, штока выбора передач и механизмов выбора и переключения передач. На винты крепления тяги и рычага к штоку выбора передач перед сборкой наносят клей для резьб ТБ-1324. Винты крепления рычага и шарнира различаются длиной, покрытием и моментами затяжки. Винт крепления рычага фосфатирован (темного цвета), длиной 19,5 мм, затягивается моментом 3,4 кгс.м. Винт крепления шарнира кадмирован (золотистого цвета), длиной 24 мм, затягивается моментом 1,95 кгс.м. В шаровую опору перед сборкой закладывают смазку ЛСЦ-15.

Чтобы передачи самопроизвольно не выключались из-за осевого перемещения силового агрегата при движении автомобиля, в привод управления коробкой передач введена реактивная тяга, один конец которой связан с силовым агрегатом, а к другому концу прикреплена обойма шаровой опоры рычага переключения передач.

На внутреннем конце штока закреплен рычаг, который действует на трехплечий рычаг механизма выбора передач. Этот механизм выполнен отдельным узлом и крепится к плоскости картера сцепления.

В корпусе механизма выбора передач имеются две оси. На одной установлены трехплечий рычаг выбора передач и две блокировочные скобы. Другая ось проходит через отверстия блокировочных скоб, фиксируя их от проворачивания. Одно плечо рычага выбора передач служит для включения передач переднего хода, другое – для включения заднего хода, а на третье плечо действует рычаг штока выбора передач. На оси установлена вилка включения заднего хода.

В коробку передач на заводе заливают масло ТМ-5-9п, рассчитанное на 75000 км пробега. Уровень масла должен находиться между контрольными отметками на указателе уровня масла.

Коробка передач сообщается с атмосферой через сапун 14, расположенный в ее верхней части.



Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике. Перед заменой масла необходимо прогреть его, проехав на автомобиле не менее 10 км.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Ключом "на 17" отворачиваем пробку и сливаем масло в емкость (объем – 4 л). По окончании слива масла пробку заворачиваем.
  1. Перед заливкой масла вынимаем указатель уровня из картера коробки передач.
  1. Масло заливаем через отверстие указателя уровня. Для удобства заливки в отверстие вставляем шланг с воронкой.

Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Головкой "на 13" отворачиваем две гайки крепления кронштейна буфера…

и снимаем кронштейн.

  1. Головкой и ключом "на 13" отворачиваем два болта крепления реактивной тяги к обойме шаровой опоры привода переключения передач.
  1. Отводим реактивную тягу вниз.
  1. Двумя ключами "на 13" ослабляем стяжной болт хомута реактивной тяги и сдвигаем хомут назад.
  1. Снимаем реактивную тягу.
  1. При необходимости замены демпфера реактивной тяги ключом "на 13" отворачиваем гайку крепления проушины…

…и снимаем проушину с демпфером.

  1. Демпфер реактивной тяги можно заменить и не снимая саму тягу. Для этого ослабляем хомут тяги, а затем ключом "на 13" отворачиваем два болта крепления кронштейна демпфера к картеру коробки передач.
  1. Снимаем кронштейн с демпфером, выводя шлицевой хвостовик проушины из отверстия тяги.
  1. Чтобы отсоединить привод переключения передач в салоне, снимаем корпус облицовки тоннеля пола (см. Снятие панели приборов и воздуховодов отопителя) и декоративный чехол рычага переключения передач. Для наглядности сиденье снято.
  1. Ключом "на 10" отворачиваем две гайки верхнего крепления накладки кронштейна блокировки заднего хода…

…и один болт внизу.

  1. Снимаем накладку кронштейна.
  1. Ключом "на 10" отворачиваем шесть гаек крепления к кузову прижимной пластины привода.
  1. Снимаем прижимную пластину.
  1. Снимаем защитный чехол привода со шпилек крепления прижимной пластины.
  1. Снизу автомобиля двумя ключами "на 13" отворачиваем стяжной болт хомута тяги привода.
  1. Снимаем реактивную тягу.
  1. Сдвигаем тягу привода со шлицевого наконечника шарнира штока выбора передач…

…и выводим тягу привода с рычагом переключения передач.

Установку реактивной тяги и привода переключения передач проводим в обратной последовательности.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Регулируем привод переключения передач в следующем порядке.

  1. Устанавливаем шток выбора передач в положение заднего хода. Для этого поворачиваем пассатижами шлицевой наконечник шарнира против часовой стрелки (глядя по ходу автомобиля) до упора, преодолевая сопротивление пружины и вдавливаем наконечник внутрь до фиксации.
  2. Надеваем на наконечник шарнира тягу привода (хомут при этом не затягиваем) и устанавливаем рычаг переключения передач в положение заднего хода. При этом упор оси рычага должен войти в паз накладки кронштейна блокировки заднего хода до конца в крайнее переднее положение.
  3. В этом положении тяги привода и штока выбора передач затягиваем стяжной хомут тяги.

Работаем на смотровой канаве или подъемнике.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Снимаем брызговик двигателя (см. Снятие брызговика двигателя).
  2. Отсоединяем от коробки передач тягу привода и реактивную тягу (см. Снятие привода переключения передач и реактивной тяги привода).
  3. Сливаем масло из коробки передач (см. Замена масла в коробке передач).
  1. Ключом "на 10" отворачиваем три болта крепления нижней крышки картера сцепления…

…и снимаем ее.

  1. Снимаем правый привод передних колес (см. Снятие приводов передних колес) и вместо него вставляем в отверстие коробки передач деревянную заглушку…

…или отрезок резинового шланга (подходит подводящий шланг отопителя).

  1. Снимаем левый привод передних колес.
  2. Отсоединяем от коробки передач трос сцепления (см. Снятие и регулировка троса сцепления).
  3. Отсоединяем "минусовый" провод аккумуляторной батареи и снимаем стартер.
  4. Отсоединяем провода от выключателя света заднего хода.
  5. Отсоединяем датчик скорости (см. Снятие датчика скорости).
  1. Ключом "на 17" отворачиваем гайку крепления рыма.
  1. Снимаем рым.
  1. Ставим упор под двигатель и отсоединяем левую опору силового агрегата (см. Снятие левой опоры силового агрегата).
  2. Если на автомобиле установлены двигатели ВАЗ-2110 или ВАЗ-2111, то силовой агрегат имеет на коробке передач заднюю опору, которую надо отсоединить (см. Снятие задней опоры силового агрегата с двигателем ВАЗ-2111, -2110 и Снятие задней опоры силового агрегата с двигателем ВАЗ 2112).
  3. Опускаем упор.
  1. Ключом "на 19" отворачиваем три болта крепления картера сцепления к блоку цилиндров…

…и одну гайку.

  1. Отводим коробку передач от двигателя и снимаем ее.

Устанавливаем коробку передач в обратной последовательности.

Регулируем ход педали сцепления (см. Снятие и регулировка троса сцепления).


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Сальник привода передних колес можно заменить, не снимая и не разбирая коробку передач.
  2. Снимаем привод передних колес (см. Снятие приводов передних колес).
  1. Поддев отверткой, вынимаем сальник.
  1. Сальники правого и левого приводов различаются направлением маслосгонных насечек: у правого стрелка указывает по часовой стрелке, у левого – против часовой стрелки.
  1. Новый сальник запрессовываем молотком через подходящий отрезок трубы.
  1. Сальник первичного вала коробки передач заменяем на снятой коробке передач (например, при замене сцепления).
  2. Снимаем направляющую втулку выжимного подшипника (см. Снятие механизмов привода выключения сцепления).
  1. Крючком поддеваем сальник и снимаем его.
  1. Новый сальник запрессовываем подходящим отрезком трубы. Глубина запрессовки сальника от торца гнезда картера сцепления должна составлять 4,2±0,2 мм.

Замена сальника штока выбора передач приведена в разделе Разборка и сборка коробки передач.


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Очищаем от грязи и промываем коробку передач снаружи (не допускайте попадания воды в картер).
  1. Ключом "на 17" отворачиваем болт крепления кронштейна подвески силового агрегата.
  1. Головкой "на 13" отворачиваем шесть гаек крепления задней крышки картера.
  1. Снимаем кронштейн.
  1. Постукивая медным молотком (или обычным через оправку из мягкого металла) по приливам крышки, …

…снимаем ее вместе с уплотнительной прокладкой со шпилек.

  1. Вдавив до упора шток выбора передач, включаем третью передачу или, втянув шток до упора, включаем четвертую.
  1. Накидным ключом "на 10" отворачиваем болт крепления вилки пятой передачи.
  1. Через выколотку из мягкого металла наносим удар по вилке вниз, включая пятую передачу.
  1. Бородком выправляем вмятины гаек первичного и вторичного валов.
  1. Головкой "на 32" с мощным воротком…

…отворачиваем гайки валов.

  1. Поддев отверткой вилку включения пятой передачи, снимаем узел пятой передачи в сборе.
  1. Вынимаем вилку включения пятой передачи.
  1. Снимаем скользящую муфту синхронизатора со ступицей.
  1. Снимаем блокирующее кольцо синхронизатора.
  1. Вынимаем упорную пластину.
  1. Сдвигаем ступицу внутри скользящей муфты синхронизатора…

…и вынимаем ступицу, пружины, фиксаторы и сухари синхронизатора пятой передачи.

  1. Медным молотком наносим удар в торец первичного вала.
  1. В образовавшийся зазор между упорной пластиной и ведущей шестерней пятой передачи вставляем две отвертки. Поддевая отвертками шестерню, спрессовываем ее.
  1. Головкой "на 13" отворачиваем три пробки фиксаторов штоков переключения передач.
  1. Вынимаем из гнезд пружины и шарики фиксаторов.
  1. Ударной крестообразной отверткой отворачиваем четыре винта крепления упорной пластины. На винтах имеются специальные стопорные шайбы.
  1. Снимаем упорную пластину.
  1. Двумя отвертками поддеваем упорную шайбу втулки ведомой шестерни пятой передачи.
  1. В образовавшийся зазор между торцом заднего подшипника и упорной шайбой вводим лапы съемника…

…и спрессовываем втулку шестерни и упорную шайбу.

  1. Двумя отвертками разводим стопорное кольцо на первичном валу…

…и снимаем его.

Таким же образом снимаем стопорное кольцо со вторичного вала.
  1. Головкой "на 13" отворачиваем пробку фиксатора задней передачи и вынимаем пружину.
  1. Вставляем в гнездо фиксатора отвертку и, приложив к ней магнит, извлекаем шарик.
  1. Головкой "на 13" отворачиваем тринадцать гаек и один болт крепления картера коробки передач к картеру сцепления.
  1. Вставив в паз на стыке привалочных плоскостей картеров отвертку, аккуратно приподнимаем картер коробки…

…и снимаем его.

  1. Накидным ключом "на 10" отворачиваем болт крепления вилки включения I-II передач к штоку.
  1. Приподнимаем шток вверх и выводим вилку из зацепления.
  1. Накидным ключом "на 10" отворачиваем болт крепления вилки включения III-IV передач к штоку.
  1. Отверткой выводим шток из механизма выбора передач.
  1. Поднимаем шток вверх и выводим вилку из проточки скользящей муфты синхронизатора.
  1. Поворачивая шток включения V передачи, выводим его из механизма выбора передач.
  1. Вынимаем ось промежуточной шестерни заднего хода.
  1. Вынимаем промежуточную шестерню заднего хода.
  1. Вынимаем одновременно первичный и вторичный валы из роликовых подшипников картера сцепления.
  1. Вынимаем дифференциал в сборе.
  1. Головкой "на 10" отворачиваем три болта крепления механизма выбора передач…

…и снимаем его.

  1. Головкой "на 10" отворачиваем установочный болт рычага выбора передач.
  1. Снимаем рычаг выбора передач со штока.
  1. Поддев отверткой, снимаем защитный чехол штока со втулки.
  1. Вынимаем шток выбора передач.

Заменить шарнир штока выбора передач можно на коробке передач, установленной на автомобиле (снимать шарнир со штока, без необходимости, не следует, т.к. болт крепления установлен на специальном клее ТБ-1324).

Для наглядности проводим эту операцию на снятом штоке.
  1. Накидным ключом "на 10" отворачиваем установочный болт шарнира…

…и снимаем шарнир.

  1. Для замены сальника штока выбора передач поддеваем его крючком из толстой проволоки и извлекаем из втулки.
  1. Отверткой извлекаем из сепаратора ролики переднего подшипника вторичного вала.
  1. Вынимаем сепаратор подшипника.
  1. Зацепив крючком приспособления буртик наружного кольца подшипника, ударами по крючку…

…выпрессовываем кольцо.

  1. Извлекаем маслосборник.



 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Таким же образом выпрессовываем наружное кольцо подшипника первичного вала.
  2. Вынимаем магнит.
  1. Подходящим отрезком трубы выбиваем из картера сцепления…

…сальник привода.

  1. Через бородок наносим удары в торец наружного кольца подшипика дифференциала…

…и выпрессовываем кольцо.

  1. Таким же образом выбиваем сальник и наружное кольцо подшипника дифференциала из картера коробки передач.
  2. Вынимаем регулировочное кольцо.
  3. Зажимаем первичный вал в тиски с мягкими губками.
  1. Поддеваем двумя монтажными лопатками задний шариковый подшипник и спрессовываем его.
  1. Через оправку наносим удары в торец внутреннего кольца переднего подшипника…

…и спрессовываем кольцо.

  1. Зажимаем в тиски с мягкими губками вторичный вал.
  1. Двумя отвертками упираемся в торцы стопорного кольца…

…и снимаем его с переднего конца вала.

  1. В зазор между внутренним кольцом переднего подшипника и торцом ведущей шестерни главной передачи вставляем отвертку и отжимаем кольцо.
  1. В образовавшийся увеличенный зазор вставляем две монтажные лопатки и спрессовываем с вала внутреннее кольцо подшипника.
  1. Захватив трехлапым съемником ведомую шестерню 1-й передачи, спрессовываем ведущую шестерню главной передачи.
  1. При отсутствии съемника подкладываем под шестерню упоры и наносим удары медным молотком в торец вала.
  1. Снимаем ведущую шестерню главной передачи.
  1. Снимаем ведомую шестерню I передачи.
  1. Снимаем блокирующее кольцо синхронизатора I передачи.
  1. Круглогубцами разводим стопорное кольцо ступицы синхронизатора и снимаем его.
  1. Поддев двумя монтажными лопатками ведомую шестерню II передачи, спрессовываем с вала ступицу скользящей муфты синхронизатора I–II передач.
  1. Снимаем скользящую муфту со ступицей синхронизатора и блокирующее кольцо синхронизатора II передачи.
  1. Снимаем ведомую шестерню II передачи.
  1. Переворачиваем вал в тисках.
  1. Поддев двумя монтажными лопатками задний подшипник вторичного вала, …

…спрессовываем его.

  1. Снимаем упорную шайбу.
  1. Снимаем ведомую шестерню IV передачи.
  1. Снимаем блокирующее кольцо синхронизатора IV передачи.
  1. Круглогубцами разводим стопорное кольцо ступицы синхронизатора…

…и снимаем его.

  1. Захватив трехлапым съемником шестерню III передачи, спрессовываем с вала ступицу скользящей муфты синхронизатора III–IV передач.
  1. При отсутствии съемника подкладываем под шестерню упоры и наносим в торец вала удары медным молотком.
  1. Снимаем скользящую муфту со ступицей синхронизатора.
  1. Снимаем блокирующее кольцо синхронизатора III передачи.
  1. Снимаем шестерню III передачи.
  1. Зажимаем ведомую шестерню главной передачи в тиски с мягкими губками.
  1. Головкой "на 17" отворачиваем восемь болтов крепления шестерни к коробке дифференциала.
  1. Медным молотком выбиваем коробку дифференциала.
  1. Проворачивая, вынимаем шестерни приводов (полуосевые) из коробки.
  1. Зажав коробку дифференциала в тиски, круглогубцами снимаем стопорное кольцо с оси сателлитов.
  1. Надавив на ось сателлитов, вынимаем ее из коробки.
  1. Извлекаем из коробки сателлиты.
  1. Для снятия подшипников дифференциала зажимаем коробку в тиски.
  1. Вставив зубило в зазор между торцом внутреннего кольца подшипника и коробкой дифференциала, наносим удары по зубилу…

…и спрессовываем подшипник.


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Сборку коробки передач проводим в обратной последовательности.

  1. При сборке рычага выбора передач и шарнира со штоком выбора передач предварительно обезжириваем резьбовые отверстия в корпусе шарнира и ступице рычага, а также установочные болты крепления.
  2. Наносим на резьбу болтов резьбовой герметик.
  3. Сальники первичного вала, приводов и штока выбора передач запрессовываем оправками или подходящими отрезками труб.
  4. Рабочую поверхность сальников смазываем тонким слоем смазки Литол-24.
  5. В картер сцепления (для правого привода) устанавливаем сальник с правой насечкой, а в картер коробки передач (для левого привода) – сальник с левой насечкой. Стрелки на корпусах сальников должны совпадать с направлением вращения приводов при движении автомобиля вперед.
  6. При сборке вторичного вала заменяем стопорные кольца ступиц синхронизаторов новыми. Наружные и внутренние кольца роликовых подшипников, шариковые подшипники, шестерни и ступицы синхронизаторов запрессовываем оправками или подходящими отрезками труб.
  7. При сборке ступицы со скользящей муфтой синхронизатора перед установкой фиксатора наносим на него немного пластичной смазки и вкладываем в сухарь.
  8. Отжав отверткой установленную пружину синхронизатора к ступице, ставим на место сухарь с фиксатором. При этом напротив фиксатора в скользящей муфте должно располагаться наиболее глубокое гнездо.
  9. При сборке дифференциала смазываем маслом сателлиты и шестерни приводов.
  10. Подшипники дифференциала монтируем с предварительным натягом 0,25 мм. Натяг обеспечивается подбором толщины регулировочного кольца, установленного в гнезде картера коробки передач под наружным кольцом подшипника дифференциала.
  11. Подбор толщины регулировочного кольца необходим в случае замены одной из следующих деталей: коробки дифференциала, подшипника дифференциала, картеров сцепления и коробки передач.
  12. После установки дифференциала в картер сцепления необходимо зафиксировать оправкой (заглушкой) одну из шестерен приводов, чтобы они не сместились с посадочных мест при дальнейшей сборке.
  13. Перед сборкой картера коробки передач с картером сцепления и задней крышкой наносим по периметру привалочных плоскостей слой герметика.

Внимание! Настоятельно рекомендуем вам зарегистрироваться.